г. Краснодар |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А32-14799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2021 по делу N А32-14799/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ИПП" (далее - общество) о взыскании 1 462 240 рублей 88 копеек платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 56 620 рублей 10 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 03.09.2019 по 09.04.2020, с последующим их начислением по день уплаты долга.
Решением от 12.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.04.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что истцом представлены все необходимые документы, которые подтверждают прибытие вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки, нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования в периоды, за которые начислена плата, нарушение сроков доставки. Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1. Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67. Железной дорогой соблюдены все условия для начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 26.03.2018 N 239/2 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, по условиям которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца. Договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику. В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из выставочных путей N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Одновременно владельцу может подаваться не более 67 цистерн (пункт 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов; светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов. Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в следующем количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, темные нефтепродукты - не менее 12, КАС - не менее 20. По согласованию сторон либо при недостатке вагонов допускается возврат меньшего количества. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке. О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону с последующим письменным подтверждением в течение смены. В случае занятости выставочных путей необщего пользования ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика, и невозможности вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов.
В августе 2018 года, марте и апреле 2019 года на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения ответчиком установленного договором технологического срока оборота вагонов.
По данному факту составлены акты общей формы о задержке вагонов на промежуточной станции.
В порядке досудебного урегулирования железная дорога направила обществу претензии с требованием об оплате задолженности, которые оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в названных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования, влияющих на возможность взыскания за это платы с грузополучателя, входит в предмет доказывания по требованиям железной дороги.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды обоснованно исходили из того, что сам по себе акт общей формы с возражениями общества не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по зависящим от ответчика причинам - в данном случае невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что истец не доказал нахождение вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил документов, подтверждающих занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика, за весь период задержки вагонов в пути следования, схему расположения вагонов в спорные периоды, отсутствие возможности подать вагоны на пути ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом оценки судов, выводы судов обоснованы ссылками на имеющиеся в деле доказательства.
Суды проанализировали случаи задержки вагонов в пути следования и установили, что вагоны отставлялись истцом от движения по причинам, не обусловленным поведением ответчика; в отношении поездов с индексами 8143-437-5210 и 8143-001-5210 расчетный срок доставки грузов не нарушен; пути необщего пользования оставались длительное время свободными; истец не обосновал одностороннее увеличение им кратчайшего расстояния движения спорных поездов. Также суды правомерно исходили из того, что сам по себе факт превышения времени обработки грузополучателем отдельных вагонов не является основанием для начисления платы перевозчиком, если он не повлек задержку вагонов в пути следования из-за неприема их станцией назначения.
В силу абзаца 6 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, временем окончания задержки вагонов в пути следования является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Поскольку суды установили недоказанность простаивания вагонов по причинам, зависящим от ответчика, вывод судов об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя соответствует имеющимся в деле материалам и отказ в иске обоснован.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке всесторонне и полно исследованных судами обеих инстанций доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2021 по делу N А32-14799/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
...
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил документов, подтверждающих занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика, за весь период задержки вагонов в пути следования, схему расположения вагонов в спорные периоды, отсутствие возможности подать вагоны на пути ответчика.
...
В силу абзаца 6 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, временем окончания задержки вагонов в пути следования является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2021 г. N Ф08-7250/21 по делу N А32-14799/2020