город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2021 г. |
дело N А32-14799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Игнатенко А.С., по доверенности от 18.12.2020, паспорт;
от ответчика - представитель Дученко Е.П. по доверенности N 84 от 07.12.2020, паспорт (посредством онлайн-связи);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 по делу N А32-14799/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "ИПП"
о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ответчик) о взыскании 1 462 240,88 рублей платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 56620,10 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.09.2019 по 09.04.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.04.2020 по день уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указал, что ответчик и суд ошибочно полагают, что материалами дела не подтверждено нарушение им технологических норм на выгрузку грузов. Предоставленными в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов под грузовыми операциями в период оставления поезда от движения вагоны находились гораздо большее время, чем предусмотрено договором. Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС от 29.09.2003 N 67), которым определены виды конкретных операций с вагонами. При анализе этих элементов операций с вагонами видно, что в их перечень уборка вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов не включена. Фактические обстоятельства отставления груза в вагонах от движения по вине грузополучателя, владельца пути ОАО "РЖД" подтверждены документально, расчет платы произведен верно, факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования по вине Ответчика подтверждается представленными сторонами в материалы дела документами.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов истца и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступили доказательства направления копии апелляционной жалобы в адрес ответчика, а также ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел", которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме онлайн в порядке, установленном статьями 153, 154 АПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела повторно, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "ИПП" (владелец) заключен договор от 26.03.2018 N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор).
В соответствии с п. 1 договора от 26.03.2018 N 239/2 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути, необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции с порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (п. 4 договора). Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (п. 5 договора).
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой. В соответствии с п. 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2.
Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов.
Вагоны, поданные перевозчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу п. 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМГ". Дальнейшее продвижение загонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (п. 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно - аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно п. 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются, группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов. По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов.
О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (п. 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях NN N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (п. 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути. N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час.00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10-15.04.) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04.- 15.10.) 8 час.00 мин.
В соответствии с п. 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10-24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом в) пункта 15 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
В силу п. 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об организации расчетов от 06.02.2018 г. N 23с/02-18, заключенного между владельцем к ОАО "РЖД".
Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и. уборке вагонов при применении ставов таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Исковые требования мотивированы тем, что направленные в адрес ответчика (грузополучателя) вагоны по железнодорожным накладным: N ЭЖ747537 (4 вагона), N ЭЖ967978 (13 вагонов), N ЭЖ664697 (13 вагонов), N ЭЖ665872 (2 вагона), N ЭЖ818659 (2 вагона), N ЭЖ818348 (3 вагона), N ЭЖ818526 (2 вагона), N ЭЖ056204 (25 вагонов); N ЭЖ925050 (4 вагона), N ЭЖ915040 (15 вагонов), N ЭЗ004106 (12 вагонов), N ЭЗ004016 (12 вагонов), N ЭЖ882168 (15 вагонов); N ЭЗ5694215 (8 вагонов), N ЭЗ374630 (3 вагона), N ЭЗ563399 (15 вагонов), N ЭЗ503529 (12 вагонов), N ЭЗ455418 (3 вагона), N ЭЗ406637 (14 вагонов); N ЭЗ694226 (4 вагона), N ЭЗ983651 (16 вагонов), N ЭЗ741075 (15 вагонов), N ЭЗ746417 (5 вагонов); N ЭЗ580819 (3 вагона), N ЭЗ595921 (20 вагонов), N ЭЗ605510 (20 вагонов), N ЭЗ606169 (19 вагонов), N ЭЗ614598 (3 вагона), N ЭЗ614757 (1 вагон); N ЭИ442669 (7 вагонов), N ЭИ442917 (5 вагонов), N ЭИ443493 (17 вагонов), N ЭИ474629 (19 вагонов), N ЭИ473705 (8 вагонов), N ЭИ489482 (7 вагонов); N ЭИ418498 (13 вагонов), N ЭИ381097 (8 вагонов), N ЭИ396969 (20 вагонов), N ЭИ387690 (20 вагонов) в разные периоды времени простаивали в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от грузополучателя. Так:
1. на железнодорожной станции Гашун 30 марта 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 20 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 6573-009-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления б/н от 30.03.2019, б/н от 20.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 543 052,80 рублей.
2. На железнодорожной станции Волгодонская 30 марта 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 18 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 6578-939-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления б/н от 30.03.2019, б/н от 18.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 503 625,60 рублей.
3. На железнодорожной станции Семичная 15 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 16 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 6578-113-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
На железнодорожной станции Сальск 17 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 20 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 6578-113-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 4005 от 15.04.2019, N 4038 от 16.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 78 606 рублей.
4. На железнодорожной станции Беслан 22 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 22 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 5254-047-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 4111 от 22.04.2019, N 4131 от 22.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 129 976,80 рублей.
5. На железнодорожной станции Пролетарская 10 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 18 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-418-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 4224 от 30.04.2019, N 4238 от 01.05.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 61 855,20 рублей.
6. На железнодорожной станции Тихорецкая 29 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 05 мая 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-437-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления б/н от 29.04.2019, б/н от 05.05.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 42 562,80 рублей.
7. На железнодорожной станции Сальск 27 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 29 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-001-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
На железнодорожной станции Батайск 30 апреля 2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 30 апреля 2019 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-001-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 4198 от 27.04.2019, N 4226 от 30.04.2019, N 4219 от 29.04.2019, N 4233 от 30.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 40 333,20 рублей.
8. На железнодорожной станции Клевенка 25 августа 2018 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 29 августа 2018 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-219-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 8072 от 25.08.2018, N 8184 от 29.08.2018.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 20 408,10 рублей.
9. На железнодорожной станции Мокроус 31 августа 2018 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 01 сентября 2018 г. отправлен на станцию назначения Новороссийск поезд с индексом 8143-225-5210 с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 5654 от 31.08.2018, N 5773 от 01.09.2018.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 41 820,38 рублей.
В адрес истца ответчиком были направлены претензии с просьбой оплатить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования. Уклонение от внесения названной платы явился основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (Часть двенадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС России от 18.06.03 N 26 "При задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
настаивает на обоснованности исковых требований, указывая на то, что акты общей формы о задержки вагонов на путях общего пользования являются надлежащими доказательствами по настоящему делу. Судом неправильно определен характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. В рассматриваемом случае для взыскания платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку необходимо доказать невозможность подачи перевозчиком загонов в срок, установленный договором, а не нарушение технологического срока оборота вагонов.
При этом истец как владелец путей общего пользования при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Истец обязан предоставить анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве пояснил, что в спорных вагонах, отправленных в адрес Ответчика, перевозился опасный груз, в связи с чем на основании подпунктов 5.1 и 5.12 Правил N 245 срок доставки подлежит увеличению на дополнительные двое суток на операции, связанные с отправкой и прибытием, а также на одни сутки на перевозку опасного груза - итого на 3 суток.
В силу пункта 3 Правил N 245 сроки доставки грузов (за исключением животных) и порожних вагонов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок. В свою очередь пунктом 2.2.1 Правил N 245 определена норма суточного пробега для повагонных отправок. В соответствии с пунктом 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" (абзац 2 пункта 2 Правил N 245). Нормативный срок доставки подлежит увеличению в соответствии с пунктом 5 Правил N 245: на двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (подпункт 5.1 Правил N 245); на одни сутки при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12 Правил N 245).
В случае простоя вагонов на путях общего пользования, вызванного занятостью (отсутствием) локомотива владельца путей необщего пользования (не принадлежащего перевозчику), то есть по причине, на которую перевозчик не мог повлиять (предотвратить) (и которая, в то же время не зависела от грузополучателя), согласно подпункту 6.11 Правил N 245 срок доставки груза увеличивается на соответствующее количество суток простоя.
При определении общего срока доставки грузов ответчик просит учесть, что на основании статьи 33 УЖТ истец и ответчик заключили договор N 218 от 02.03.2018 на увеличение срока доставки вагонов, определенного по Правилам N 245, на 5 суток. Итого общее увеличение нормативного срока доставки в соответствии с Правилами N 245 составляет: 2 суток - на операции по отправке и прибытию вагонов, 1 сутки - в связи с отнесением перевозимых грузов к опасным, разное количество суток ввиду ожидания локомотива, не принадлежащего перевозчику, 5 суток по договору N 218 от 02.03.2018.
Следовательно, расчетный срок доставки груза, согласно требованиям законодательства, с учетом увеличения на причины, не зависящие от истца и ответчика, отличается от расчетного срока, приведенного истцом. Кроме того, несмотря на все сообщения о готовности ответчика принять и обработать вагоны в срок, истец в одностороннем порядке принимает решение о бросании поезда.
По 1-5 эпизодам бросания у ответчика была возможность обработки вагонов, имелись свободные пути для размещения вагонов спорных поездов, истцом не доказаны нарушения ответчиком технологического срока обработки вагонов и занятости путей ответчика, не представлены документы, обосновывающие одностороннее увеличение истцом кратчайшего расстояния движения спорных поездов. Следовательно, основания для ответственности грузополучателя, предусмотренные ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ и п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования - отсутствуют. Кроме того, по третьему, шестому и седьмому эпизоду расчетные сроки доставки вагонов не нарушены. Таким образом, истец необоснованно возлагает на ответчика вину в нарушении срока доставки спорных вагонов. Задержка в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, исчисленного по Правилам N 245, что, в свою очередь, исключает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату на основании статьи 39 УЖТ.
По мнению ответчика, истец не доказал, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от общества, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик.
Суд верно указал, применительно к рассматриваемому спору истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил по вине ООО "ИПП" ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Согласно части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении ОАО "РЖД" доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что в заявленный период именно по вине ответчика имел место простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ответчика, в подтверждение чего ссылается на акты общей формы с отметками о нормативных сроках доставки и датах прибытия вагонов на станции назначения.
Указанные акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Согласно пункту 3.4 Правила N 26 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В связи с вышеизложенным использование во всех актах общей формулировки обстоятельств задержки вагонов в пути свидетельствует о недоказанности задержки вагонов по причинам, зависящим исключительно от ответчика.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
На основании представленных ответчиком доказательств судом обоснованно установлено, что вместимость выставочных путей ответчика составляет 383 вагоно-места согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на ж/д пути необщего пользования Новороссийского Мазутного терминала (ООО "НМТ") (выставочные пути ответчика по договору пользования жд путями необщего пользования, заключенного между ООО "НМТ" и ООО "ИПП" N 190/12-т/432/12-и от 21.12.2012 г.) и пути необщего пользования ООО "ИПП" (ответчика), в которых указаны вместимость мест погрузки и выгрузки вагонов. Выставочные пути необщего пользования вместимостью 277 вагонов представляют собой пути N 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Локомотивом истца вагоны подаются с ж/д станции Новороссийск на эти выставочные пути, а потом локомотив ответчика через путь N 12 распределяет вагоны по путям N 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 111, 112, 115, 116 (длина 3 279,9 м, общая вместимость 106 вагонов - эстакады Ответчика) для слива или отстоя. Таким образом, на выставочных путях спорные вагоны подолгу не стоят, не обрабатываются, их локомотив ответчика уводит для технологической обработки на свои пути (выкопировки из поименованных Инструкций прилагаются).
Истец не предоставил анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которое ссылается истец в своем исковом заявлении, без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Анализ занятости путей необщего пользования ответчика, памятки на подачу и уборку вагонов, а также акты занятости путей общего пользования на станции Новороссийск на момент бросания вагонов на промежуточных станциях в материалы дела не предоставлены.
Согласно анализу, подготовленному ответчиком за период с 30 марта по 23 апреля 2019 года, по состоянию на момент задержки вагонов на станции Гашун в 23:28 часов 30 марта 2019 года, по состоянию на 23 часа 30 марта 2019 года на путях необщего пользования ответчика находилось 176 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов. Таким образом, имелась возможность подачи 207 вагонов.
Последующее бросание на станции Отрадо-Кубанская в 23:52 часов 20 апреля 2019 года произведено после истечения нормативного срока доставки вагонов 01 апреля 2019 года согласно накладным N ЭЖ 664697, ЭЖ 665872, 02 апреля 2019 года (накладная N ЭЖ 747537), 04 апреля 2019 года (накладные ЭЖ 818659, ЭЖ 818348, ЭЖ 818526) и 05 апреля 2019 года (накладные ЭЖ 967978, ЭЗ 056204). В связи с чем обстоятельства, зависящие от ответчика, отсутствуют, плата начислена необоснованно.
В отношении обстоятельств задержки вагонов на станции Волгодонская в 12:14 часов 30 марта 2019 года суд учитывает, что по состоянию на 12 часов 30 марта 2019 года на путях необщего пользования ответчика находилось 170 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов на путях необщего пользования. Таким образом, на момент бросания у перевозчика имелась возможность подать дополнительно 213 вагонов.
Последующее бросание на станции Афипская в 21:17 часов 19 апреля 2019 года произведено после истечения нормативного срока доставки вагонов 03 апреля 2019 года согласно накладным N ЭЖ 915040, ЭЖ 882168 и 04 апреля 2019 года (накладные ЭЖ 925050, ЭЗ 004106, ЭЗ 004016), в связи с чем обстоятельства, зависящие от ответчика, отсутствуют, плата начислена необоснованно.
В отношении эпизода N 3 о задержке вагонов на станции Семичная в 02:26 часов 15 апреля 2019 года, суд учитывает, что по состоянию на 02:10 часов 15 апреля 2019 года на путях необщего пользования Ответчика находилось 166 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов. Таким образом, у перевозчика имелась возможность подать дополнительно 217 вагонов.
Задержка вагонов на станции Сальск произошла в 02:44 часов 17 апреля 2019 года.
По состоянию на 02:44 часов 17 апреля 2019 года на путях необщего пользования ответчика находилось 197 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов. Таким образом, у перевозчика имелась возможность подать дополнительно 186 вагонов.
Последующее бросание на станции Минеральные Воды в 10:51 часов 23 апреля 2019 года произведено после истечения нормативного срока доставки вагонов 15 апреля 2019 года согласно накладной N ЭЗ 3744630, 16 апреля (накладная N ЭЗ 406637), 17 апреля 2019 года (накладные N ЭЗ 563399, ЭЗ 455418), 18 апреля (накладная N ЭЗ 503529), 19 апреля 2019 года (накладная N ЭЗ 694215), в связи с чем обстоятельства, зависящие от ответчика, отсутствуют, плата начислена необоснованно.
В отношении обстоятельств задержки вагонов на станции Беслан в 06:41 часов 22 апреля 2019 года следует отметить, что по состоянию на 06 часов 22 апреля 2019 года на путях необщего пользования ответчика находилось 90 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов. Таким образом, у перевозчика имелась возможность подать дополнительно 293 вагона.
Последующее бросание на станции Крымская в 13:20 часов 25 апреля 2019 года произведено после истечения нормативного срока доставки вагонов 19 апреля 2019 года согласно накладной N ЭЗ 694226, 23 апреля 2091 года (накладные N ЭЗ 741075, ЭЗ 746417), 25 апреля 2019 года (накладная N ЭЗ 983651), 17 апреля 2019 года (накладные N ЭЗ 563399, ЭЗ 455418), в связи с чем обстоятельства, зависящие от грузополучателя, отсутствовали, плата начислена истцом неправомерно.
В отношении задержки вагонов на станции Пролетарская в 22:19 часов 10 апреля 2019 года (эпизод N 5) по состоянию на 22 часа 10 апреля 2019 года на путях необщего пользования Ответчика находилось 166 вагонов из 383-х возможных к размещению вагонов. Таким образом, у перевозчика имелась возможность подать дополнительно 217 вагонов.
Последующее бросание на станции Белоглинская в 11:40 часов 27 апреля 2019 года произведено после истечения нормативного срока доставки вагонов 15 апреля 2019 года согласно накладным N ЭЗ 580819, N ЭЗ 595921, N ЭЗ 605510, N ЭЗ 606169, N ЭЗ 614598 и 18 апреля 2019 года (накладные N ЭЗ 741075, ЭЗ 746417), 25 апреля (накладная N ЭЗ 983651), 17 апреля 2019 года (накладная N ЭЗ 614757), в связи с чем обстоятельства, зависящие от ответчика, отсутствуют, плата начислена необоснованно.
Таким образом, судом правомерно отклонены доводы истца о том, что поезда были брошены на промежуточных станциях по причине нарушения ответчиком технологического срока обработки вагонов, вследствие чего не хватало места для размещения спорных поездов, поскольку не нашли своего подтверждения. Свободные места для размещения вагонов на путях необщего пользования ответчика во время бросания поездов на промежуточных станциях имелись.
Суд пришел к правильному выводу, что по эпизодам N 6 и N 7 не нарушен расчетный срок доставки грузов, в связи с чем помимо вышеуказанных доказательств, отсутствуют основания для начисления платы по ч. 12. ст. 39 УЖТ РФ, в связи с чем данные требования удовлетворению не подлежат.
Указанные выводы суда истцом не опровергнуты.
Исходя из сложившейся судебной практики (Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 N 15АП-16448/2020 по делу N А32-48063/2019) расчетный срок произведен судом следующим образом:
Согласно накладным N ЭИ 442669, ЭИ 442917, ЭИ 443493, ЭИ 474629, ЭИ 473705 и ЭИ 489482 поезд в составе 64 вагона с индексом 8143-437-5210 отправлены со станции Никель. Данные вагоны согласно календарного штемпеля в накладной прибыли на станцию Новороссийск 09 мая 2019 года, о чем составлены Акты общей формы на начисление платы N 15/5608, 15/5609, 15/5610, 15/5611, 15/5612, 15/5613 от 09.05.2019 года о простое на станциях Тихорецкая, Козырьки. Данные обстоятельства явились основанием для начисления платы и предъявления претензии N 19/1170.
Согласно графе "Тарифные отметки" во всех вышеуказанных накладных расстояние перевозки спорных вагонов от станции отправления (Нягань) до станции назначения (Новороссийск) составляет 2358 км. Вид отправки в накладной обозначен, как групповая отправка (ГО). Указание о перевозке грузов большой скоростью в накладных отсутствует.
В силу пункта 3 Правил N 245 сроки доставки грузов (за исключением животных) и порожних вагонов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
В свою очередь, пунктом 2.2.1 Правил N 245 определена норма суточного пробега для повагонных отправок - 330 км при расстоянии перевозки в диапазоне от 2000 км до 2999 км.
Таким образом, срок доставки по данной накладной по установленной норме определяется по Правилам N 245: при делении расстояния перевозки, указанного в накладных, на соответствующую норму суточного пробега получаем 8 неполных суток (2358 км: 330 км = 7,14 суток).
В соответствии с пунктом 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные.
Следовательно, 8 суток срока, определенного исходя из расстояния и нормы суточного пробега.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" (абзац 2 пункта 2 Правил N 245).
Согласно календарному штемпелю, проставленному в рассматриваемой накладной, груз оформлен к перевозке 25.04.2019.
Следовательно, срок перевозки по Правилам N 245 начинает исчисляться с 00 часов 00 минут 26.04.2019. С указанной даты 8 суток истекают до 00:00 часов 03.05.2019 (нормативный срок доставки).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 245 нормативный срок доставки подлежит увеличению на двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (подпункт 5.1 Правил N 245); на одни сутки при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12 Правил N 245); на двое суток в ожидании локомотива (подпункт 6.11 Правил N 245) - согласно Актам на увеличение сроков доставки N 19/23149, 19/23148, 19/23147, 19/23146, 19/23145, 19/23144 от 09.05.2019.
Принимая во внимание, что в спорных вагонах, отправленных в адрес ответчика, перевозился опасный груз, на основании подпунктов 5.1 и 5.12 Правил N 245 срок доставки подлежит увеличению на двое суток на операции, связанные с отправкой и прибытием, на одни сутки на перевозку опасного груза, а также по причине, не зависящей от Ответчика в ожидании локомотива - итого на 5 суток.
Следует вывод, что расчетный срок доставки, который перевозчик должен указать в накладной при ее заполнении: 03.05.2019 (00:00 часов) + 5 суток = 08.05.2019 (до 00:00 часов). Значит последним днем срока доставки является 08.05.2019.
Кроме того, истцом не учитывалось, что на основании статьи 33 УЖТ истец и ответчик заключили договор N 218 от 02.03.2018 на увеличение срока доставки вагонов, определенного по Правилам N 245, на 5 суток.
Итого общее увеличение нормативного срока доставки по всем вышеуказанным железнодорожным накладным в соответствии с Правилами N 245 составляет 10 суток, из них: 2 суток - на операции по отправке и прибытию вагонов, 1 сутки - в связи с отнесением перевозимых грузов к опасным, 2 суток - в ожидании локомотива, 5 суток - по договору N 218 от 02.03.2018.
Следовательно, спорные вагоны должны были прибыть на станцию назначения не позднее 00 часов 00 минут 13.05.2019, исходя из расчета: 03.05.2019 (нормативный срок по Правилам N 245, определенный из расстояния перевозки и суточной нормы пробега) + 10 суток (увеличение срока в силу пунктов 5, 6 Правил N 245, а также в силу договора N 218 от 02.03.2018, договора N 290 от 26.03.2018 г.)
Фактически спорные вагоны были доставлены по назначению 03.05.2019, то есть без нарушения срока доставки. Задержка в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, исчисленного по Правилам N 245, что в свою очередь исключает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату на основании статьи 39 УЖТ.
В отношении обстоятельств, изложенных в претензии N 19/1206, судом также обоснованно установлено, что согласно накладным N ЭИ 418498, ЭИ 381097, ЭИ 396969, ЭИ 387690 поезд в составе всего 61 вагон с индексом 8143-436-5210 двигался со станции Никель. Согласно календарному штемпелю в накладной вагоны прибыли на станцию Новороссийск 11 мая 2019 года, о чем перевозчиком составлены Акты общей формы на начисление платы N 15/5657, 15/5658, 15/5659, 15/5660 от 11.05.2019 года о простое на станциях Сальск, Батайск, Разъезд 9 км.
Согласно графе "Тарифные отметки" во всех вышеуказанных накладных расстояние перевозки спорных вагонов от станции отправления (Нягань) до станции назначения (Новороссийск) составляет 2358 км.
Вид отправки в накладной обозначен, как групповая отправка (ГО). Указание о перевозке грузов большой скоростью в накладных отсутствует.
В силу пункта 3 Правил N 245 сроки доставки грузов (за исключением животных) и порожних вагонов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
В свою очередь пунктом 2.2.1 Правил N 245 определена норма суточного пробега для повагонных отправок - 330 км при расстоянии перевозки в диапазоне от 2000 км до 2999 км.
Таким образом, срок доставки по данной накладной по установленной норме определяется по Правилам N 245: при делении расстояния перевозки, указанного в накладных, на соответствующую норму суточного пробега получаем 8 неполных суток (2358 км: 330 км = 7,14 суток).
В соответствии с пунктом 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Итого 8 суток срока, определенного исходя из расстояния и нормы суточного пробега.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" (абзац 2 пункта 2 Правил N 245).
Согласно календарному штемпелю, проставленному в рассматриваемой накладной, груз оформлен к перевозке 23.04.2019 года.
Следовательно, срок перевозки по Правилам N 245 начинает исчисляться с 00 часов 00 минут 24.04.2019. Восемь суток истекают до 00:00 часов 01.05.2019 (нормативный срок доставки).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 245 нормативный срок доставки подлежит увеличению: на двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (подпункт 5.1 Правил N 245); на одни сутки при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12 Правил N 245); на десять суток в ожидании локомотива (подпункт 6.11 Правил N 245) - согласно Актов на увеличение сроков доставки N 19/23685, 19/23686, 19/23687, 19/23688 от 11.05.2019.
Принимая во внимание, что в спорных вагонах, отправленных в адрес Ответчика, перевозился опасный груз, на основании подпунктов 5.1 и 5.12 Правил N 245 срок доставки подлежит увеличению на дополнительные двое суток на операции, связанные с отправкой и прибытием, на одни сутки на перевозку опасного груза, а также по причине, не зависящей от Ответчика в ожидании локомотива - итого на 13 суток.
Следовательно, расчетный срок доставки, который перевозчик должен указать в накладной при ее заполнении: 01.05.2019 (00:00 часов) + 13 суток = 14.05.2019 (до 00:00 часов). Значит последним днем срока доставки является 14.05.2019.
Кроме того, истцом не учитывается, что на основании статьи 33 УЖТ истец и ответчик заключили договор N 218 от 02.03.2018 на увеличение срока доставки вагонов, определенного по Правилам N 245, на 5 суток.
Итого общее увеличение нормативного срока доставки по всем вышеуказанным железнодорожным накладным в соответствии с Правилами N 245 составляет 18 суток, из них: 2 суток - на операции по отправке и прибытию вагонов, 1 сутки - в связи с отнесением перевозимых грузов к опасным, 10 суток - в ожидании локомотива, 5 суток - по договору N 218 от 02.03.2018.
Следовательно, спорные вагоны должны были прибыть на станцию назначения не позднее 00 часов 00 минут 19.05.2019, исходя из расчета: 01.05.2019 (нормативный срок по Правилам N 245, определенный из расстояния перевозки и суточной нормы пробега) + 18 суток (увеличение срока в силу пунктов 5, 6 Правил N 245, а также в силу договора N 218 от 02.03.2018, договора N 290 от 26.03.2018 г.)
Фактически спорные вагоны были доставлены по назначению 11.05.2019, то есть без нарушения срока доставки. Задержка в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, исчисленного по Правилам N 245, что в свою очередь исключает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату на основании статьи 39 УЖТ. Плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе начислена необоснованно.
Мотивированных доводов относительно указанного выше расчета апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, из материалов дела следует, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по двум эпизодам (эпизоды N 8 и N 9) по требованиям о взыскании платы по факту задержки поездов на станциях Клевенка и Мокроус.
Суд, рассмотрев заявление ответчика, установил обоснованность его доводов о пропуске срока исковой давности в части требований о взыскании платы, основанных на обстоятельствах задержки вагонов на станциях Клевенка и Мокроус, ссылаясь на часть 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении иска в данной части.
Истец выводы суда по данным эпизодам не оспаривает, возражений в жалобе не приводит.
За просрочку уплаты платы Истец произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ.
Начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и следует судьбе основного обязательства. В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства, не подлежало удовлетворению и дополнительное (акцессорное) требование о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 по делу N А32-14799/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14799/2020
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"