г. Краснодар |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А32-2662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Гольцова Константина Константиновича (ИНН 230211592488, ОГРНИП 319237500317007) - Скребцова А.Д. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2310142224, ОГРН 1092310005094), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гольцова Константина Константиновича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А32-2662/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Гольцов Константин Константинович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 12.01.2021 N 02210119 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения предпринимателя к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в действиях предпринимателя отсутствует состав вмененного правонарушения ввиду осуществления предпринимателем заказных перевозок пассажиров, а не регулярных. Суды не учли, что в рамках иного дела об административном правонарушении предприниматель привлечен к административной ответственности по частям 2 и 4 статьи 11.42.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В материалах дела об административном правонарушении нет сведений о наличии утвержденного маршрута; пассажиров и их багаж предприниматель перевозил по договору фрахтования.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предпринимателя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.11.2020 в 11 часов 55 минут при проведении планового (рейдового) осмотра автомобильного транспорта в процессе его эксплуатации управление установило, что в нарушение статей 29, 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предприниматель, имеющий лицензию от 05.02.2020 N АК 23-002798 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, осуществлял перевозку пассажиров на принадлежащем ему автобусе марки 3030-0000010 (Форд Транзит; регистрационный знак Н036ТО 123) без карты маршрута регулярных перевозок. Результаты проверки отражены в акте осмотра транспортного средства от 30.11.2020, осмотр проведен по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 368.
По данному факту управление составило протокол от 30.12.2020 N 02110086 и вынесло постановление от 12.01.2021 N 02210119 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель оспорил постановление управления в арбитражном суде.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали верный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение порядка использования автобуса при регулярных перевозках пассажиров в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
При этом суды правильно исходили из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в т. ч. связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
В части 2 статьи 28 Закона N 220-ФЗ указано, что бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.
Частью 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ установлено, что в карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с Законом N 220-ФЗ она выдана на ограниченный срок.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, подтверждающий легитимность деятельности хозяйствующего субъекта по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Согласно статье 5 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Согласно статье 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии с разделом II "Регулярные перевозки" Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписанию. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Факт осуществления предпринимателем 30.11.2020 перевозки пассажиров рейсом "Краснодар - Армавир" по маршруту "Армавир - Краснодар" согласно путевому листу от 30.11.2020 серия АА N 16/11 без карты маршрута предприниматель документально не опроверг.
Суды отметили, что предприниматель представил управлению договор фрахтования от 20.09.2020, в котором фрахтователем (заказчиком) указан индивидуальный предприниматель Корниенко Дарья Анатольевна (ИНН 234311300344, ОГРНИП 317237500354052), имеющая лицензию на осуществление деятельности но перевозке пассажиров и иных лиц автобусами от 25.04.2019 N АК 23-000307, а также список пассажиров, заверенный подписями и печатями ИП Корниенко Д.А. (фрахтователь) и предпринимателя (фрахтовщик).
В ходе административного расследования установлено, что перевозка находившихся в автобусе пассажиров при проведении рейдового осмотра (который проведен 30.11.2020 в 11 часов 55 минут по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 368), осуществлялась предпринимателем не в соответствии с предъявленным договором фрахтования, фактически служащим целям придания вида осуществления законной деятельности по перевозке пассажиров.
Как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам суды критически оценили довод предпринимателя о том, что 30.11.2020 он осуществлял перевозку согласно заявке, поданной в соответствии с заключенным между предпринимателем (фрахтовщик) и ИП Корниенко Д.А. (фрахтователь) договором от 20.09.2020.
Поддержав довод управления о том, что перевозка предпринимателем пассажиров носила характер регулярной перевозки по маршруту "Краснодар - Армавир", а не заказной, суды учли непредставление предпринимателем платежных документов, подтверждающих расчеты по договору фрахтования, а также пояснения свидетеля Фролова А.А., подтвердившего оплату за проезд водителю автобуса непосредственно при посадке в автобус. При этом суды отметили, что оформленный в соответствии с требованиями законодательства заказ-наряд на перевозку 30.11.2020 по договору фрахтования в материалы дела предпринимателем не представлен.
Суды обоснованно отклонили доводы предпринимателя о получении заказа от диспетчера и подаче после этого транспортного средства в обозначенное диспетчером место, отметив, что данное обстоятельство не свидетельствует о заказном характере перевозки при установленных судом обстоятельствах места и времени посадки пассажиров в транспортное средство, установленном графике отправления и конечном месте прибытия, доведенных до сведения диспетчером по номеру телефона, указанному в рекламной карточке (том 1 л. д. 65). Как следует из протокола опроса свидетеля по делу об административном правонарушении от 10.12.2020, Фролов А.А. автобус не заказывал, индивидуального предпринимателя Корниенко Д.А. не знает, не обращался к ней для организации перевозки.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о том, что данная перевозка является регулярной пассажирской перевозкой, а действия предпринимателя направлены на сокрытие осуществляемых им систематических перевозок пассажиров в целях уклонения от исполнения лицензионных требований, предъявляемых к регулярным пассажирским перевозкам в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и, соответственно, о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, учли содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснения, и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А32-2662/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, учли содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснения, и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2021 г. N Ф08-9429/21 по делу N А32-2662/2021