г. Краснодар |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А53-38472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участи в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002) - Белоусова М.А. (доверенность от 11.01.2021), от ответчика - товарищества собственников жилья "Высотки" (ИНН 6143042313, ОГРН 1026101935078) - Броницкого В.С. (председатель правления), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Высотки" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А53-38472/2020, установил следующее.
ООО "Экоцентр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ТСЖ "Высотки" (далее - товарищество) о взыскании 78 719 рублей 37 копеек задолженности, 171 рубля 89 копеек пеней (уточненные требования).
Решением суда от 17.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Товарищество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление суда.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что сторонами в договоре согласован расчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из объема контейнеров, судом не учтено, что расчет изменен обществом в одностороннем порядке вопреки согласованному в разделе "Расчет" в договоре. Судом не был оценен контррасчет задолженности, исходя из которого долг у товарищества отсутствует. Не учтена произведенная товариществом платежным поручением от 04.02.2021 N 23 оплата на сумму 6054 рубля, доводы истца о зачете данной суммы в счет декабря 2019 несостоятельны, так как оплата произведена в феврале 2020. Судом первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы нормы постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505). В решении и постановлении суда не указан какой-либо закон или правовой акт, который давал бы обществу право на одностороннее изменение условий договора, а в самом договоре также нет пункта, дающего какой-либо стороне право на одностороннее изменение его условий. Судами обеих инстанций неправильно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Необходимость учета согласованного сторонами порядка расчета подтверждается разъяснениями Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации от 24.06.2021 N ВК/51964-ПР-21. Неопределенность пункта 19 договора надлежало толковать исходя из содержания "Расчета" к договору и в пользу товарищества как контрагента общества, предложившего формулировку соответствующего условия. Пункт 8.1 договора ничтожен как ухудшаюший положение потребителя. Правила N 354 судами применены без учета того, что исполнителем коммунальной услуги является товарищество, а не региональный оператор, что привело к неосновательному обогащению общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на несостоятельность ее доводов, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании председатель товарищества поддержал доводы жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.01.2019 общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 0101/00094. В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Общество неоднократно направляло по юридическому адресу товарищества претензии с требованием оплаты задолженности, а также с просьбой подписать акт сверки взаиморасчетов.
Уклонение товарищества от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 702, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами N 354, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и условиями заключенного сторонами договора, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судами рассмотрен и правомерно отклонен довод заявителя о том, что вывоз ТКО согласован в договоре исходя из объема контейнеров, в связи с чем нет оснований для применения иного расчета.
Согласно пункту 148 (28) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ. При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором исполнителю, в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Постановлением N 354 утверждены формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Тарифы на услугу регионального оператора утверждаются Региональной службой по тарифам Ростовской области согласно принципу экономической обоснованности затрат (статья 24.9 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 N 33/3 обществу установлен единый тариф на услугу регионального оператора в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 в размере 525,32 рублей за 1 куб. м с учетом НДС 20%.
В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2020 N 68/7 единый тариф на услугу регионального оператора в зоне деятельности Волгодонского межмуниципального экологического отходо-перерабатывающего комплекса на 2020 год составляет с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 504,55 копеек за 1 куб. м без НДС.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 и для многоквартирных домов (далее - МКД) г. Волгодонска с 01.01.2019 по 30.06.2020 с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО составляли 2,41 м куб. в год.
Согласно внесенным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 5 от 03.06.2020 изменениям в данное постановление с 01.07.2020 норматив накопления ТКО для МКД г. Волгодонска с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО составил 2,65 куб. м в год.
Приложением N 1 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 расчетной единицей нормирования накопления ТКО для МКД определен проживающий.
Таким образом, суды правомерно указали, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема).
Суды также установили, что 27.09.2019 Пролетарским районным судом г. Ростова-на-Дону вынесено решение по делу N 2-3017/2019, в соответствии с которым товарищество обязано осуществлять расчет платы по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354.
15 ноября 2019 года общество направило товариществу уведомление (досудебная претензия) N 2232 с приложением дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО в части изменения объема вывоза ТКО и заключения дополнительного соглашения. Однако товарищество не выразило намерение подписать дополнительное соглашение.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами N 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами N 505.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Доказательств фактического выполнения обществом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО судами не установлено, ввиду чего сделан верный вывод о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
С учетом изложенного несостоятельны доводы жалобы о неверном применении судами норм материального права.
Ссылки заявителя на разъяснения Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации, изложенные в письме от 24.06.2021 N ВК/51964-ПР-21 основаны на ошибочном его прочтении, содержание данного письма в полной мере соответствует приведенным нормам материального права.
Вопреки доводам жалобы судами дано верное толкование условиям заключенного сторонами договора.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 42 данного договора при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 354 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункту 19 договора стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Заложенная альтернатива приведенным нормам права не противоречит, возможность выбора одного из указанных способов расчета определяется исходя из того, организовано ли товариществом раздельное накопление сортированных ТКО.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что стороны согласились руководствоваться нормативными требованиями. Соответственно довод жалобы о неопределенности пункта 19 договора ошибочен как основанный на неверном понимании норм материального права, а основания полагать ничтожным пункт 8.1 договора обоснованно не выявлены судами.
Соответственно у судов не имелось оснований для принятия контрассчета товарищества в качестве верного.
Доводы о неучете и неверном разнесении истцом платежного поручения от 04.02.2021 N 23 на сумму 6054 рубля несостоятельны. Платеж осуществлен товариществом с указанием периода с 01.12.2019 по 31.07.2020, в связи с чем у истца имелись основания для разнесения данного платежа в счет оплаты за декабрь 2019 года.
Неподписание товариществом актов по причине несогласия с рассчитанным объемом ТКО не освобождает товарищество от оплаты оказанных обществом услуг.
Поскольку доказательства оплаты долга не представлены, иск в части взыскания основного долга удовлетворен верно. Соответственно, правомерно и взыскание пеней.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А53-38472/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
...
Суды установили, что в соответствии с пунктом 42 данного договора при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 354 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2021 г. N Ф08-9252/21 по делу N А53-38472/2020