г. Краснодар |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А63-1035/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (ИНН 2626003072, ОГРН 1022601222027), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому края (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-1035/2021, установил следующее.
АО "Кавминкурортресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) с требованиями:
- признать незаконным незаконными сообщение управления от 01.12.2020 N 26-0-1-122/3012/2020-718/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - минералопровода от здания смесительной установки скважины 1-КМВ бис до скважины 55, протяженностью 50 м, год завершения строительства 2016, местонахождение: Ставропольский край, Предгорный район, в границах земель СПК "Дружба" (далее - спорный объект);
- обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества на указанный объект.
Решением от 30.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2021, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что законных оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект у управления не имелось.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты. По мнению заявителя, следует принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемые действия управления приняты в строгом соответствии с действующим законодательством. Общество не представило необходимые для государственной регистрации документы.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:29:040514:0001 (договор аренды от 29.12.2004 N 63). На земельном участке площадью 15 524 кв. м расположено здание смесительной установки, надкаптажное здание скв. 1 КМВ-бис, ограждение из ж/б плит, скважина 1 КМВбис, служебное помещение на скв. 1 КМВ-бис, скв. N 55, надкаптаженое здание скв. N 55 (далее - объекты недвижимого имущества).
В 2016 году в связи с необходимостью обслуживания объектов недвижимого имущества (передачи воды из скважины), в границах арендуемого земельного участка обществом создано сооружение вспомогательного использования, представляющее собой минералопровод, протяженностью 50 м, от здания смесительной установки скважины 1- КМВ бис до скважины 55.
06 августа 2020 года изготовлен технический план сооружения.
20 августа 2020 года общество обратилось в управление с заявлением N 26-0-1-122/3012/2020-718 о постановке на государственный кадастровый учет и с заявлением N 26/122/012/2020-1046 о государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - минералопровода, приложив обязательные для регистрации документы.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов управление 01.09.2020 уведомило общество о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указав на отсутствие необходимых для регистрации документов и наличие признаков самовольной постройки.
01 декабря 2020 года управление отказало в совершении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрацией права собственности на указанное имущество (уведомление N 26-0-1-122/3012/2020-718/2). Основание отказа - общество не устранило причины, указанные в уведомлении от 01.09.2020.
Полагая, что отказ управления в государственной регистрации права собственности не соответствует закону, департамент обратился в суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Основания приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Закона N 218-ФЗ. Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Суды установили, что спорный объект - минералопровод возведен на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 26:29:040514:0001, имеющим целевое назначение - "для добычи минеральной воды и обслуживания скважины 1-КМВ-бис и скважины N 55". Согласно данным технического плана и заключения администрации Предгорного муниципального района спорный объект является вспомогательным по отношению к скважине N 1-КМВ-бис и N 55 и используется исключительно для обслуживания и эксплуатации скважины - основного объекта. Самостоятельное использование минералопровода невозможно, поскольку предназначен только для эксплуатации скважины, то есть, для поставки минеральной воды от "Скважины 1-КМВ бис" к потребителям и имеет прямое включение в данную скважину.
Признавая отказ управления незаконным, суды правомерно исходили из того, что представленных обществом документов достаточно для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на спорный объект, который не имеет самостоятельного хозяйственного значения и используется как вспомогательный; для возведения объекта не требовалось получение разрешения на строительство.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления по рассматриваемому делу, являлись предметом рассмотрения судов и получили исчерпывающую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-1035/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
...
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления по рассматриваемому делу, являлись предметом рассмотрения судов и получили исчерпывающую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2021 г. N Ф08-10163/21 по делу N А63-1035/2021