г. Ессентуки |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А63-1035/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Ластовской Ю.А. (доверенность от 11.01.2021 N 89), представителя акционерного общества "Кавминкурортресурсы" - Лепилова В.А. (доверенность от 11.06.2021 N 1935/21), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 по делу N А63-1035/2021 (в составе судьи Керимовой М.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление), в котором просит: 1) признать незаконным решение Управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - минералопровода от здания смесительной установки скважины 1-КМВ бис до скважины 55, протяженностью 50 м, год завершения строительства - 2016, местонахождение - РФ, Ставропольский край, Предгорный район, в границах земель СПК "Дружба", выраженное в уведомлении N 26-0-1-122/3012/2020-718/2 от 01.12.2020; 2) обязать Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Общества в отношении объекта капитального строительства - минералопровода от здания смесительной установки скважины 1-КМВ бис до скважины 55, протяженностью 50 м, год завершения строительства - 2016, местонахождение - РФ, Ставропольский край, Предгорный район, в границах земель СПК "Дружба".
Решением суда от 30.04.2021 заявленные требования Общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован представлением Обществом всех необходимых документов для проведения государственной регистрации. Регистрируемый минералопровод используется по его целевому назначению в качестве вспомогательного объекта.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемые действия Управления приняты в строгом соответствии с действующим законодательством, Обществом не были представлены необходимые для государственной регистрации документы.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве. Просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:29:040514:0001 (договор аренды от 29.12.2004 N 63). На земельном участке площадью 15524,00 кв.м расположено здание смесительной установки, надкаптажное здание скв. 1 КМВ-бис, ограждение из ж/б плит, скважина 1 КМВбис, служебное помещение на скв. 1 КМВ-бис, скв. N 55, надкаптаженое здание скв. N 55 (далее - объекты недвижимого имущества).
В 2016 году в связи с необходимостью обслуживания объектов недвижимого имущества (передачи воды из скважины), в границах арендуемого земельного участка Обществом создано сооружение вспомогательного использования, представляющее собой минералопровод, протяженностью 50 м, от здания смесительной установки скважины 1-КМВ бис до скважины 55.
06.08.2020 изготовлен технический план сооружения.
20.08.2020 Общество обратилось в Управление с заявлением N 26-0-1-122/3012/2020-718 о постановке на государственный кадастровый учет и с заявлением N 26/122/012/2020-1046 о государственной регистрации права собственности в отношении объекта капитального строительства - минералопровода.
01.09.2020 Управление сообщило Обществу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указав на отсутствие необходимых для регистрации документов и наличие признаков самовольной постройки.
01.12.2020 Управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении минералопровода (уведомление N 26-0-1-122/3012/2020-718/2). Основание отказа - Обществом не устранены причины, указанные в уведомлении от 01.09.2020.
Общество, считая отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности в отношении минералопровода незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
На основании статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в статьях 26 - 27 Закона N 218-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Из сообщения Управления об отказе в государственной регистрации объекта недвижимого имущества, следует, что для проведения государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества Обществом не представлено разрешение на строительство объекта. По мнению Управления, со ссылкой на пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, а по завершению выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Управление предложило Обществу обратиться с новым заявлением в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
Однако Управлением не учтено, что минералопрод расположен на земельном участке, предоставленном Обществу во временное владение и пользование на праве аренды, и используется им исключительно по его целевому назначению в качестве объекта для обслуживания скважин (передачи воды из скважины потребителю). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что минералопровод имеет вспомогательный характер при использовании Обществом скважины 1-КМВ-бис и скважины N 55.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса. Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Основными критериями определения объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности
Как следует из представленных в материалы дела документов, Обществом к заявлению приложены обязательные для регистрации документы. Необходимость в представлении Обществом в пакете документов - разрешения на строительство, отсутствовала.
Довод Управления о том, что органы местного самоуправления не полномочны предоставлять справки об объекте, как о вспомогательном, не обоснован, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Учитывая, что в компетенцию органов местного самоуправления входит рассмотрение вопросов о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, администрация имеет соответствующие полномочия на предоставление сведений о вспомогательном характере строений.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно, как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - минералопровод, представлены все необходимые документы для государственной регистрации документы, отказ регистрирующего органа, выраженный в уведомлении от 01.12.2020 N 26-0-1-122/3012/2020-718/2, является необоснованным, заявленные требования Общества подлежали удовлетворению.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью устранения допущенного нарушения на Управление возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - минералопровод.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным. Доводы жалобы повторяют текст отзыва Управления на заявление Общества в арбитражный суд.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2021 по делу N А63-1035/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1035/2021
Истец: АО "КАВМИНКУРОРТРЕСУРСЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ