г. Краснодар |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А22-969/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Элиста" (ИНН 0816037622, ОГРН 1180816001574), третьих лиц: инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (ИНН 0816032134, ОГРН 1160816052000), администрации города Элисты (г. Элиста, ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А22-969/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Юг" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском о взыскании с ООО "Элиста" (далее - общество) 179 787 рублей 09 копеек задолженности по оплате потребленной в марте 2020 года электроэнергии.
Решением от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций допустили неправильное применение норм материального права, что является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое рассмотрено и отклонено судом округа в связи с отсутствием препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном заседании.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723 в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик определен в качестве временной управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Элисте по следующим адресам: 7 микрорайон, д. 1, корпусы 1 - 9; 7 микрорайон, д. 2, корпусы 1 - 5; 7 микрорайон, д. 3, корпусы 1 - 4; 8 микрорайон, д. 20А и 65; 9 микрорайон, д. 1.
18 ноября 2019 года компанией (гарантирующий поставщик) и обществом (покупатель) заключен договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению N 0801190100378.
Протоколами общих собраний собственников многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Элисте по следующим адресам: 1 микрорайон, д. 2А, 7, 26, 35;
2 микрорайон, д. 18, 20 и 34; 6 микрорайон, д. 11; 7 микрорайон, д. 4, корпусы 4, 4А и 5;
8 микрорайон, д. 1 и 65; ул. 8 марта, д. 62, в качестве управляющей компании жильцами выбрано общество.
Наличие задолженности за электрическую энергию, потребленную в марте 2020 года, в сумме 179 787 рублей 09 копеек явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 12, 329, 330, 421, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на общество возложена обязанность по обслуживанию общего имущества названных многоквартирных домов. Поскольку компанией (гарантирующим поставщиком) поставлена электрическая энергия на общедомовые нужды МКД, доказательства оплаты поставленного ресурса отсутствуют, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что в соответствии с постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723 на общество возложена обязанность обеспечить содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, указанных в приложении к названному постановлению (часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации); исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов (кроме МКД, расположенных в г. Элисте по адресам:
1 микрорайон, д. 2А, 7, 26, 35; 2 микрорайон, д. 18, 20 и 34; 6 микрорайон, д. 11;
7 микрорайон, д. 4, корпусы 4, 4А и 5; 8 микрорайон, д. 1 и 65; ул. 8 марта, д. 62) является истец, ввиду этого на общество не может быть возложена обязанность по оплате электроэнергии, поставленной в спорные МКД на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 указанной статьи, но не более одного года.
Суды установили, что постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723 ответчик определен в качестве временной управляющей организации в отношении МКД, перечисленных в приложении к названному постановлению. Впоследствии с собственниками помещений одного из домов (МКД N 65, расположенного в 8 микрорайоне г. Элисты) обществом заключен договор на управление домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 указанных Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Таким образом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению перед собственниками помещений спорных многоквартирных домов является компания в отношении объема электроэнергии, приходящейся на индивидуальное потребление.
В соответствии с постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 20.09.2019 N 1723 обществу предписано обеспечить содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений МКД с учетом размера платы за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вывод судов о возложении на общество обязанности по приобретению и оплате в адрес гарантирующего поставщика объема электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества МКД, соответствует представленным в материалы дела доказательствам и приведенным нормам.
Неисполнение обществом обязанности по выставлению к оплате потребителям стоимости объемов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в силу приведенных норм не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств перед гарантирующим поставщиком.
Данный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 25.08.2020 N 307-ЭС20-10622 по делу N А26-8741/2019.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А22-969/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
...
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
...
Неисполнение обществом обязанности по выставлению к оплате потребителям стоимости объемов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в силу приведенных норм не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств перед гарантирующим поставщиком.
Данный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 25.08.2020 N 307-ЭС20-10622 по делу N А26-8741/2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2021 г. N Ф08-7565/21 по делу N А22-969/2020