г. Краснодар |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А53-22183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Сороколетовой Н.А., в отсутствие в судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Право-Торг" (ИНН 6164112480, ОГРН 1176196002443), Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, общества с ограниченной ответственностью "Кама-3" (ИНН 6168038284, ОГРН 1026104372590), общества с ограниченной ответственностью "Южная Коммерческая Система" (ИНН 6163157062, ОГРН 1146196001214), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 января 2021 года (судья Кривоносова О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2021 года (судьи Ефимова О.Ю., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-22183/2020, установил следующее.
ООО "Право-Торг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решения от 06.07.2020 N 061/10/18.1-1359/2020 и предписания от 09.07.2020 N 705/04.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Кама-3", ООО "Южная Коммерческая Система" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление).
Решением суда от 28 января 2021 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 2 июля 2021 года, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, проведение аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в электронной форме не осуществляется в связи с отсутствием порядка проведения аукционов в электронной форме.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что территориальное управление назначило аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 110 а с кадастровым номером 61:44:0080804:558 площадью 778 кв. м.
Земельный участок является федеральной собственностью; данный факт подтверждается государственной регистрацией от 18.02.2015 N 61-61/001-61/001/005/2015-3972/1.
Организатором торгов по поручению территориального управления выступает общество.
ООО "Кама-3" 11.06.2020 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия оператора ЭТП - ООО "Южная коммерческая система" и организатора торгов - общества при организации и проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка N 010620/19975130/01 лот N 1 на сайте www.torgi.gov.ru.
По результатам рассмотрения жалобы 06.07.2020 комиссией антимонопольного органа вынесла решение N 061/10/18.1-1359/2020, которым жалоба ООО "Кама-3" признана обоснованной, в действиях общества выявлены нарушения статей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Антимонопольный орган 09.07.2020 выдал предписание N 705/04, согласно которому обществу в срок до 23.07.2020 необходимо отменить все сформированные протоколы и аннулировать торги.
Полагая, что решение и предписание являются незаконными, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды руководствовались статьями 198 -201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.11 - 39.13, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган не доказал, что форма проведения аукциона (в электронном виде) привела к ограничению конкуренции.
Антимонопольный орган не исследовал вопрос о том, сократилось ли число участников торгов, кому могли быть созданы препятствия в участии в торгах, или напротив, проведение торгов в электронном виде повлекло бы за собой допуск к участию в аукционе ненадлежащей заявки, что являлось бы нарушением антимонопольного законодательства и нарушало бы права иных участников аукциона, чьи заявки соответствовали аукционной документации.
Обстоятельств, свидетельствующих об ограничении конкуренции вследствие проведения торгов в электронном виде, антимонопольным органом не установлено.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Из буквального толкования статей 39.11 и 39.12 Земельного кодекса следует, что они не содержат запрета на проведение аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме.
Согласно письму от 11.09.2020 N МЕ/78741/20 в ответ на обращение общества от 11.07.2020 по вопросу проведения процедур по продаже и аренде земельных участков в электронной форме, Федеральная антимонопольная служба сообщила, что подготовка и организация аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса. Сама по себе электронная форма проведения торгов не может ограничивать конкуренцию, а по существу, при должном проведении конкурентных процедур в электронной форме приводит к увеличению количества участников, минимизирует риски сговора на торгах, а также позволяет сделать процедуру более прозрачной и конкурентной.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что учитывая эпидемиологическую обстановку и условия режима, введенного в Ростовской области Постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка в форме электронного аукциона, являлось допустимым. Таким образом, нарушение обществом пункта 3 статьи 39.12 Земельного кодекса не доказано.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 января 2021 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2021 года по делу N А53-22183/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что учитывая эпидемиологическую обстановку и условия режима, введенного в Ростовской области Постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка в форме электронного аукциона, являлось допустимым. Таким образом, нарушение обществом пункта 3 статьи 39.12 Земельного кодекса не доказано."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2021 г. N Ф08-10607/21 по делу N А53-22183/2020