г. Краснодар |
|
23 октября 2021 г. |
Дело N А32-9485/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Ейский портовый элеватор" (ИНН 2331004850, ОГРН 1022301118223) - Зарубы С.П. (доверенность от 20.05.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Северо- Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ейский портовый элеватор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А32-9485/2021, установил следующее.
АО "Ейский портовый элеватор" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 26.02.2021 N 16/34-08 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 29.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление доказало совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на момент проверки у директора общества Далгатова М.А. и главного инженера Некрасова А.Ф. не истек срок действия предыдущей аттестации. Далгатов М.А. обязан получить дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не позднее 24.08.2022, в связи с чем отсутствие у него дополнительного профессионального образования на момент проведения проверки не образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Некрасов А.Ф. аттестован Ростехнадзором 27.02.2015 и очередную аттестацию должен пройти до 27.02.2020, однако типовые программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) в области промышленной безопасности утверждены лишь 12.08.2020 и до этого времени образовательные учреждения не проводили обучение по программам повышения квалификации. Соответственно, лицо, не получившее дополнительное профессиональное образование, не могло пройти аттестацию до указанной даты.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица и эксплуатирует опасный производственный объект - портовый элеватор ЛВ 4*175, рег. N А30-00066-0002 (III класс опасности).
На основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном Федеральном округе проведена проверка соблюдения обществом законодательства в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых обществом.
Проверкой выявлены следующие нарушения: назначенный ответственным за соблюдение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах общества директор Далгатов М.А. не получает дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет, что является нарушением статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и пункта 13 "Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2019 N 1365 (далее - Положение N 1365); ответственный за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах общества главный инженер Некрасов А.Ф. не аттестован по вопросам промышленной безопасности (категория А1, категория Б11.1), что является нарушением части 2 статьи 9, частей 15 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ и пункта 2 Положения N 1365.
По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 12.02.2021 N 16/34-08 и вынесло постановление от 26.02.2021 N 16/34-08 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление управления в арбитражном суде.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правомерно отказали обществу в удовлетворении требований, правильно применив к установленным по делу обстоятельствам нормы Закона N 116-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положение N 1365.
Суды обосновано отклонили доводы общества о затруднительности профессиональной переподготовки, поскольку типовые дополнительные профессиональные программы утверждены лишь 12.08.2020, указав, что часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ содержит обязанность по допуску к работе на опасном производственном объекте исключительно лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям.
Соответственно, лицо, эксплуатирующее опасный производственный объект обязано принимать все меры к своевременной профессиональной переподготовке ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности лиц. Иное свидетельствует о нарушении требований Закона N 116-ФЗ и влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды обосновано отклонили доводы общества о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (с учетом последующих изменений) в связи с введенными Правительством Российской Федерации ограничительными мерами, вызванными пандемией коронавируса COVID-19 введен мораторий на проведение очередных аттестаций с 03.04.2020 и срок действия имеющихся аттестаций в области промышленной безопасности продлен до 01.07.2021.
Суды правильно указали, что о возложенной на общество Законом N 116-ФЗ и Положением N 1365 обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности, в том числе по направлению ответственного за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах сотрудника на поучение дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, общество знало до введению мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), однако не исполнило эту обязанность.
При таких обстоятельствах управление обоснованно привлекло общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях, и отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления службы от 26.02.2021 N 16/34-08.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для уменьшения штрафа до размера, ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А32-9485/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях, и отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления службы от 26.02.2021 N 16/34-08.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для уменьшения штрафа до размера, ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2021 г. N Ф08-10717/21 по делу N А32-9485/2021