г. Краснодар |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А63-19955/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт"" - Ганжалы А.А. (доверенность от 23.09.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 по делу N А63-19955/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ управления, выраженный в письме от 16.12.2020 N 26-ХА-04/8296 в предоставлении обществу в аренду разведочно-эксплуатационной скважины N 13-Н, глубиной 783 м, с кадастровым номером 26:23:000000:4002, расположенной по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, в 9000 м от дома N 2 по ул. Победы в с. Ульяновка, без проведения торгов;
- обязать управление предоставить обществу в аренду разведочно-эксплуатационную скважину N 13-Н, глубиной 783 м, с кадастровым номером 26:23:000000:4002, расположенную по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, в 9000 м от дома N 2 по ул. Победы в с. Ульяновка, без проведения торгов.
Решением суда от 24.03.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021, заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением и постановлением, управление обратилось в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель настаивает на доводах о том, что судами необоснованно отклонена ссылка управления на положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и разъяснения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о необходимости соблюдения публичных процедур для определение пользователя скважины.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебные акты оставить в силе.
Управление явку представителей в судебное заседание не обеспечило, кассационная жалоба рассматривалась в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятия обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что обществу на основании лицензии от 20.10.2006 СТВ 00907 МП для геологического изучения Нижнебалковского участка минеральных вод с целью поисков и оценки минеральных подземных вод предоставлен участок недр, расположенный в Минераловодском районе Ставропольского края.
20 июня 2012 года решением Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых, оформленной протоколом N 2805, установлены границы Нижнебалковского месторождения минеральных подземных вод, балансовые запасы для промышленного розлива в качестве лечебных и бальнеолечения в цифрах и по категории авторского подсчета (кубометр/сут).
Приказом Управления по недропользованию по Ставропольскому краю от 05.08.2013 N 57-П обществу предоставлено право пользования недрами на Нижнебалковском месторождении с целью разведки и добычи подземных минеральных вод при установлении факта открытия месторождения пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр данного участка за счет собственных средств.
Обществу лицензией СТВ 01149 МЭ (срок действия от 09.08.2013 до 09.08.2033) предоставлено право разведки и добычи подземных вод для промышленного розлива на Нижнебалковском месторождении, в приложении N 6 к которой указано, что на территории Нижнебалковского месторождения расположена скважина N 13-Н. Охранная зона скважины N 13-Н размещена на земельном участке с кадастровым номером 26:23:070606:33, переданном обществу в аренду администрацией на условиях договора аренды земельного участка от 08.12.2012 N 170.
Общество обратилось в управление с заявлением от 02.12.2020 исх.N 980 о заключении договора аренды скважины N 13-Н.
Управление в письме от 26.12.2020 N 26-ХА-04/8296 отказало обществу в предоставлении в аренду скважины N 13-Н без проведения торгов, указав, что предоставление в аренду скважины возможно только путем проведения торгов (аукцион, конкурс).
Полагая указанный отказ управления незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что скважина находится во владении общества с 2006 года, общество за счет собственных средств открыло Нижнебалковское месторождение подземных минеральных вод и, согласно выданным лицензиям, осуществило весь необходимый комплекс работ по расконсервации скважины N 13-Н, вводу ее в эксплуатацию и утверждению ее запасов. Обществу предоставлено исключительное право осуществлять в границах участка недр пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, в том числе и из скважины N 13-Н, так как данная скважина неотделима от участка недр.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В силу статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах предусмотрено, что основаниями возникновения права пользования участками недр являются решение комиссии при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом и участков недр местного значения.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Из системного толкования приведенных норм следует, что только владельцу лицензии предоставлено исключительное право пользования природными ресурсами в границах участков, указанных в лицензии.
Как было установлено судами и следует из материалов дела, спорная скважина N 13-Н, в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости является объектом капитального строительства (разведочно-эксплуатационное сооружение) с кадастровым номером 26:23:000000:4002.
Функциональная принадлежность данной скважины - добыча воды из Нижнебалковского месторождения подземных минеральных вод, сторонами не оспаривается.
Лицензия на использование спорной скважины по ее функциональному назначению обществом получена в соответствии с требованиями Закона о недрах.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров).
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, правоотношения сторон по аренде недвижимого имущества функционально предназначенного для добычи недр, не регулируются Законом о защите конкуренции.
В соответствии с правовым регулированием недропользования именно обществу, как обладателю лицензии на право пользования недрами предоставлено исключительное право осуществлять в границах участка недр - Нижнебалковского месторождения подземных минеральных вод - пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, в том числе и из скважины N 13-Н, так как данная скважина неотделима от участка недр, что подтверждается лицензией СТВ 01149 МЭ и приложениями к ней.
Ссылки на разъяснения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по применению указанной нормы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку антимонопольный орган не наделен правом на официальное толкование указанных норм права.
Суд округа приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 по делу N А63-19955/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров).
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2021 г. N Ф08-9559/21 по делу N А63-19955/2020