г. Краснодар |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А32-23545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от ответчиков: администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Зинковской Л.В. (доверенность от 27.08.2019), Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Щелокова В.В. (доверенность от 08.06.2021), от третьих лиц: непубличного акционерного общества "Красная поляна" - Шеяна А.Н. (доверенность от 01.01.2021), общества с ограниченной ответственностью "Роза хутор" - Ксандоплуло К.Х. (доверенность от 11.07.2019), в отсутствие истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации Краснодарского края и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-23545/2020, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Краснодарского края (далее - администрация) и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 24.05.2017 N 422-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" (далее - распоряжение N 422-р) недействительной сделкой;
- применить последствия недействительности указанной сделки путем погашения записей в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о праве собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143, 23:49:0000000:7415; восстановить в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на данные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Сочинский национальный парк", НАО "Красная поляна" и ООО "Роза хутор".
Решением от 14.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2021, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что спорные земельные участки, сформированные под размещение олимпийских объектов федерального значения, в силу части 2.1 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) отнесены к федеральному уровню публичной собственности и не могли быть переданы субъекту. Нормы статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не применимы к спорным правоотношениям, поскольку для указанных случаев применяются положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Срок исковой давности не пропущен, поскольку сделка по передаче федерального имущества в краевую собственность состоялась 16.06.2017.
В кассационных жалобах администрация и департамент просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, выводы судов о незаконности передачи спорных участков из федеральной собственности в краевую основаны на неверном применении судом норм материального права. Заявленные управлением требования подлежали рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а не в порядке искового производства. Заявление подано в суд за пределами установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока. Передача имущества из одного уровня публичной собственности в другой не может рассматриваться как сделка в понимании статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Спорные земельные участки включены в игорную зону "Красная поляна", которая согласно схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438, включена в перечень планируемых для размещения объектов регионального значения. Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем участки не подлежали передаче в собственность Краснодарского края на основании норм Закона N 244-ФЗ. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности истек 25.05.2018. Суды не учли доводы о недобросовестности истца.
В отзывах на кассационные жалобы НАО "Красная поляна" и ООО "Роза хутор" указали на их несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2021 судебное разбирательство отложено до 16 часов 30 минут 20.10.2021, о чем в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сделано публичное извещение.
В судебном заседании представители департамента и администрации поддержали доводы кассационных жалоб, просили отменить обжалуемые судебные акты.
Представители НАО "Красная поляна" и ООО "Роза хутор" возражали против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 422-р по акту приема-передачи от 14.06.2017 земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143 и 23:49:0000000:7415 переданы из федеральной собственности в краевую. Основанием для издания указанного распоряжения послужили нормы статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса.
На момент передачи в границах названных участков расположены следующие объекты капитального строительства: 23:49:0000000:6992 - наземная парковка возле МЦ (21 600 кв. м); 23:49:0000000:6968 - дорога-дублер; 23:49:0000000:6970 - дорога вдоль набережной; 23:49:0402021:1078 - дорога перед фасадом МЦ; 23:49:0402021:1077 - дорога между МЦ и гостиницей N 1; 23:49:0420021:1918 - дорога между МЦ и автостоянкой, а также действующее игорное заведение "Сочи Казино" с кадастровым номером 23:49:0420021:1097 площадью 38 270,6 кв. м.
Управление, полагая, что названные участки относятся к федеральному уровню собственности и не подлежали передаче субъекту, обратилось с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
На основании части 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 Гражданского кодекса).
Распорядительные акты государственных органов, направленные на прекращение вещного права на земельный участок, оформленные посредством распоряжения, приказа, постановления, являются сделками (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08 и от 02.02.2010 N 12566/09).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
На основании пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 данной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 названного Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;
3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
20 декабря 2008 года вступил в силу Закон N 244-ФЗ, которым предусмотрен порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.
Частью 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ определено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу данного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
При этом в силу части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 данной статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; 2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; 4) предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 17 Закона N 310-ФЗ земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей, в частности, земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (подпункт 2); земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории (подпункт 4).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что право федеральной собственности на спорные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, земельные участки отнесены к федеральной собственности императивной нормой специального закона (пункт 2.1 статьи 17 Закона N 310-ФЗ) как предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности действий по их передаче в собственность субъекта, в связи с чем правомерно удовлетворили иск. Поскольку сделка по передаче федерального имущества в краевую собственность состоялась 16.06.2017 (дата подписания акта приема-передачи земельных участков из федеральной собственности в краевую), требования управления предъявлены в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Ссылка заявителей на то, что данные требования подлежали рассмотрению в порядке главы 24 Кодекса, несостоятельна, поскольку фактически между сторонами возник спор о праве на федеральное имущество. Такие споры применительно к пункту 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не могут быть разрешены в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-23545/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что право федеральной собственности на спорные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, земельные участки отнесены к федеральной собственности императивной нормой специального закона (пункт 2.1 статьи 17 Закона N 310-ФЗ) как предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности действий по их передаче в собственность субъекта, в связи с чем правомерно удовлетворили иск. Поскольку сделка по передаче федерального имущества в краевую собственность состоялась 16.06.2017 (дата подписания акта приема-передачи земельных участков из федеральной собственности в краевую), требования управления предъявлены в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Ссылка заявителей на то, что данные требования подлежали рассмотрению в порядке главы 24 Кодекса, несостоятельна, поскольку фактически между сторонами возник спор о праве на федеральное имущество. Такие споры применительно к пункту 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не могут быть разрешены в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2021 г. N Ф08-10131/21 по делу N А32-23545/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10131/2021
06.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10156/2021
14.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23545/20
18.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3537/2021