город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2021 г. |
дело N А32-23545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
от ответчиков: представитель Зинковская Л.В. по доверенности от 27.08.2019, представитель Щелоков В.В., по доверенности от 28.12.2020,
от НАО "Красная поляна": представитель Соколова М.С. по доверенности от 01.01.2021,
от третьих лиц: представителей не направил, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021
по делу N А32-23545/2020
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к Администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", непубличного акционерное общество "Красная поляна", общества с ограниченной ответственностью "Роза Хутор"
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - истец, управление, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Краснодарского края (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент)
- о признании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 24.05.2017 N 422-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" недействительной сделкой;
- о применении последствия недействительной сделки в виде погашения записи о праве собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143, 23:49:0000000:7415, и восстановления записи в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143, 23:49:0000000:7415.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 по делу N А32-23545/2020 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что земельные участки, переданные в собственность Краснодарского края, являлись федеральной собственностью в силу части 2.1 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как предоставленные для размещения олимпийских объектов федерального значения.
Нормы статей 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежали применению у спорной ситуации, поскольку для указанных случаев применяется закон N 244-ФЗ, который является специальным по отношению к земельному законодательству,
Отклоняя доводы ответчиков, суд указал, что оспариваемая сделка по передаче федерального имущества в краевую собственность состоялась 16.06.2017 (дата подписания акта приема-передачи земельных участков из федеральной собственности в краевую), в этой связи, для заявленных истцом требований срок исковой давности не пропущен.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указал следующее:
- требования управления должны быть рассмотрены в порядке главы 24 ГК РФ, заявление об оспаривании ненормативных правовых актов в течение 3х месяцев;
- передача имущества из одного уровня публичной собственности в другой уровень публичной собственности не может рассматриваться как сделка в понимании ст. 153 ГК РФ;
- спорные земельные участки включены в игорную зону "Красная поляна", которая согласно схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438 (в ред. от 15.12.2014) включена в перечень планируемых для размещения объектов регионального значения.
Пунктом 3 части 1 статьи 39.30 главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения.
- право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем участки не подлежали передаче в собственность Краснодарского края на основании норм Закона N 244-ФЗ;
- срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки от 24 мая 2017 года недействительной и о применении последствий ее недействительности истек 25 мая 2018 года, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Администрация также обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала следующее:
- спорные земельные участки включены в игорную зону "Красная поляна", которая согласно схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438 (в ред. от 15.12.2014) включена в перечень планируемых для размещения объектов регионального значения.
- право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем участки не подлежали передаче в собственность Краснодарского края на основании норм Закона N 244-ФЗ;
- само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
- срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки от 24 мая 2017 года недействительной и о применении последствий ее недействительности истек 25 мая 2018 года, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Роза Хутор" и НАО "Красная поляна" жалобу не признали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб, просил решение отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель третьего лица доводам апелляционных жалоб возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ до 29.06.2021 до 14 час. 15 мин.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 24.05.2017 N 422-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" (далее - Распоряжение N 422-р), акта приема-передачи, утвержденного Территориальным управлением 14.06.2017, осуществлена передача земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143, 23:49:0000000:7415
В границах земельных участков на момент передачи права собственности расположены, следующие объекты капитального строительства: - 23:49:0000000:6992 - наземная парковка возле МЦ (21 600 кв. м); - 23:49:0000000:6968 - дорога-дублер; - 23:49:0000000:6970 - дорога вдоль набережной; - 23:49:0402021:1078 - дорога перед фасадом МЦ; - - 23:49:0402021:1077 - дорога между МЦ и гостиницей N 1; - 23:49:0420021:1918 - дорога между МЦ и автостоянкой, а также действующее игорное заведение "Сочи Казино" с кадастровым номером 23:49:0420021:1097 общей площадью 38 270,6 кв. м.
Основанием для издания указанного распоряжения послужили нормы статьи 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:2077, 23:49:0000000:885, 23:49:0420022:1149, 23:49:0420022:1146, 23:49:0420022:1172, 23:49:0420020:1017, 23:49:0512001:2113, 23:49:0420022:1171, 23:49:0512001:1502, 23:49:0512001:1562, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420022:1145, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1070, 23:49:420021:1069, 23:49:00512002:4777, 23:49:0420022:1143, 23:49:0000000:7415 относятся к федеральному уровню собственности и не подлежали передаче в краевую собственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования управления, суд указал, что при совершении оспариваемой сделки нарушены права Российской Федерации, поскольку ТУ Росимущество Краснодарского края ненадлежащим образом распорядилось земельным участком, относящимся к федеральной собственности, в результате чего земельный участок выбыл из государственной собственности.
Суд также отметил, что нормы статей 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежали применению к спорной ситуации, поскольку для указанных случаев применяется закон N 244-ФЗ, который является специальным по отношению к земельному законодательству,
Как следует из материалов дела, право федеральной собственности на участки зарегистрировано позже декабря 2008 года, то есть позднее вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые, в том числе заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданными федеральным органам государственной власти.
При этом Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления его в силу. Поэтому спорные земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность на основании норм Закона N 244-ФЗ (в порядке, предусмотренном данным Законом).
Апеллянты полагают, что земельные участки законно переданы в собственность края, поскольку спорные земельные участки включены в игорную зону "Красная поляна", которая согласно схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438 (в ред. от 15.12.2014) включена в перечень планируемых для размещения объектов регионального значения.
Так, ответчики ссылаются на то, что пунктом 3 части 1 статьи 39.30 главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения.
При этом, ответчики не учитывают, что спорные земельные участки отнесены к федеральной собственности императивной нормой специального закона - частью 2.1 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) как земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения.
В силу пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с рассматриваемой статьей, в том числе: земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества (подпункт 1); земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (подпункт 2); земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории (подпункт 4).
Таким образом, позиция ответчиков основана на неверном применении к спорным правоотношениям пункта 3 части 1 статьи 39.30 главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка апеллянтов на положения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" также подлежит отклонению, поскольку указанным законом не предусмотрено изменение права публичной собственности на земельные участки, образующие границы игорной зоны в Краснодарском крае, на которых размещены олимпийские объекты, и также не содержится норм об утрате такими объектами статуса олимпийских объектов федерального значения после создания игорной зоны в Краснодарском крае.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, в том числе земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения (подпункт 2).
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1-996 N 591-р, расположенные в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи земельные участки относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, передача спорных земельных участков из федеральной собственности в краевую противоречит действующему законодательству.
На основании части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о ничтожности сделки по передаче земельных участков из федеральной собственности в краевую, и наличии оснований для применения последствий ничтожности указанной сделки.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционных жалоб о необходимости рассмотрения настоящего спора в порядке главы 24 ГК РФ.
Целью обращения управления с рассматриваемым иском в суд, как следует из содержания искового заявления, является пресечение нарушений требований земельного законодательства при передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельного участка.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Передача спорного земельного участка в собственность Краснодарского края распоряжением ТУ Росимущества КК от 24.05.2017 N 422-р по акту приема-передачи содержит существенные условия (перечень имущества, подлежащего изъятию и передаче) и выражает волю лица, направленную на установление и прекращение прав и обязанностей в отношении передаваемого имущества, и такие действия применительно к статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации являются гражданско-правовой сделкой.
Также следует учесть правовые позиции, сформулированные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08 и от 02.02.2010 N 12566/09, согласно которым распорядительные акты государственных органов, направленные на прекращение вещного права на земельный участок, оформленные посредством распоряжения, приказа, постановления, являются сделками.
Несмотря на то обстоятельство, что среди перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты гражданских прав отсутствует такой способ, как признание ничтожной сделки недействительной, в пункте 32 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что Кодекс не исключает возможности предъявления требований о признании недействительной ничтожной сделки, поэтому споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Таким образом, рассматриваемое в рамках настоящего дела требование не может быть рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управление обладает правом на обращение с настоящим иском.
Также отклонению подлежат доводы апеллянтов о пропуске управлением срока исковой давности.
В данном случае судом дана верная квалификация передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в нарушение закона как совершение ничтожной сделки, посягающей на публичные интересы Российской Федерации.
Приведенные выше положения содердат запрет на выбытие спорных земель из федеральной собственности. Совершение сделки в нарушение законодательного запрета влечет ее ничтожность (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 r. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), На ничтожность сделки, совершенной с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом, указано и в статье 174.1 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемая в настоящем деле сделка по передаче участков из федеральной собственности в собственность Краснодарского края обладает достаточными правовыми признаками ничтожной сделки.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса) составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса).
Оспариваемая сделка по передаче федерального имущества в краевую собственность состоялась 16.06.2017 (дата подписания акта приема-передачи земельных участков из федеральной собственности в краевую), в этой связи, как верно указал суд первой инстанции, для заявленных истцом требований срок исковой давности не пропущен.
Иные доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии оснований для отмен оспариваемого судебного решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 по делу N А32-23545/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23545/2020
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в КК и РА, ООО "Компания по девелопменту горнолыжного курорта "Роза Хутор "
Ответчик: Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: НАО "Красная Поляна", ООО "Новый город", ООО "Роза Хутор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии по КК, ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10131/2021
06.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10156/2021
14.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23545/20
18.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3537/2021