г. Краснодар |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А01-4346/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420), ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А01-4346/2020, установил следующее.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 176 073 рублей 63 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию за октябрь 2020 года (уточненные требования).
Решением от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.08.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 176 073 рубля 63 копейки задолженности, а также 7102 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, сотрудники общества сами проинформировали ответчика о произошедшей аварии и перекрытии подачи теплоносителя. Информацию о происшествии не запрашивали в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление федерального государственного энергетического надзора тепловых сетей, и в органе местного самоуправления. Заявитель также указывает, что суды не истребовали у истца информацию о выездах работников на объекты теплоснабжения в связи с авариями и отсутствием подачи теплоносителя на спорные объекты.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебное заседание представители сторон не явились, представитель ответчика заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 21.10.2020 общество (ресурсоснабжающая организация) и учреждение (исполнитель) заключили договор теплоснабжения N 815 (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой (открытой) схеме теплоснабжения в целях выполнения обязательств по снабжению коммунальными ресурсами по отоплению, горячему водоснабжению, а исполнитель - оплачивать поставленный ресурс.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять коммунальный ресурс на границе раздела надлежащего качества и в количестве, предусмотренном договором, в соответствии с температурным графиком работы тепловых сетей с допустимыми действующим законодательством отклонениями параметров качества поставляемого коммунального ресурса.
Пунктом 5.6 договора предусмотрено, что плата за потребленную в расчетном периоде тепловую энергию вносится потребителем не позднее 28-го числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются действующим законодательством. Расчетным считается календарный месяц, в котором отпускалась тепловая энергия.
Общество указывает, что обязательства по подаче тепловой энергии выполнило надлежащим образом, это подтверждается счетом-фактурой от 31.10.2020 N МТС000000006216, товарной накладной от 31.10.2020 N МТС000000006216, актом выполненных работ от 31.10.2020 N МТС000000006216, представленными в материалы дела.
Ответчик акт выполненных работ подписал с разногласиями по порядку определения объема поставленной в спорный период тепловой энергии. По мнению учреждения, объем тепловой энергии, поставленный в общежитие N 1 в размере 21,198 Гкал на сумму 54 310 рублей 12 копеек, не может быть принят к учету ввиду отсутствия подачи тепла. Выставленный объем теплоэнергии в общежитие N 2 в размере 48,856 Гкал на сумму 125 171 рубль 03 копейки также не подлежит принятию, поскольку на основании приказа начальника гарнизона о начале отопительного сезона с 29.10.2020 тепловая энергия подана во второй половине 30.10.2020, ввиду чего подлежит принятию к учету объем потребления в размере 1,33 Гкал на сумму 3407 рублей 52 копейки.
Поскольку учреждение не погасило образовавшуюся задолженность в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Судами установлено и ответчиком не оспаривается, что спорные многоквартирные дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы, в связи с чем расчет размера платы за отопление за октябрь 2020 года произведен истцом на основании пункта 42 (1) Правил N 354.
В силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил N 354 определяется как произведение площади нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа.
Порядок установления нормативов потребления коммунальной услуги и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 приложения N 1 к Правилам N 306, путем деления количества тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
При этом количество тепловой энергии на отопление многоквартирного дома определяется по формуле 19, предусматривающей продолжительность отопительного периода в сутках в год.
Таким образом, при установлении норматива учитывается весь расход тепловой энергии в течение отопительного периода (в сутках), но при этом он распределяется на количество месяцев отопительного периода независимо от того, являются ли они полными или неполными.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Кроме того, при рассмотрении вопроса о величине норматива потребления коммунальной услуги "отопление", учитываемого в расчете количества (объема) тепловой энергии, исследованию подлежит вопрос о том, какую долю величина норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного дома в течение отопительного периода.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 307-ЭС19-21338 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не зависит от фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
На основании изложенного довод жалобы о начале отопительного сезона не с начала октября 2020 года как основание для расчета платы не за полный месяц отклоняется, как противоречащий изложенным нормам права.
Ссылка учреждения на отсутствие подачи тепла в общежитие N 1 не принята судом апелляционной инстанции во внимание. Как указал апелляционный суд, доказательства отсутствия подачи тепла в суд первой инстанции ответчиком не представлялись, уважительные причины невозможности представления в суд первой инстанции доказательств фактического отсутствия подачи тепла в общежитие N 1 ответчиком не приведены. При таких обстоятельствах апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела обращения граждан к начальнику ЖКС N 3 и служебной записки начальника ПУ N 3/4 от 16.11.2020 N 564, представленных ответчиком лишь при подаче апелляционной жалобы. Более того, данные доказательства исходят лишь от ответчика и носят односторонний характер. Указанные в них обстоятельства отсутствия подачи тепла в общежитие N 1 в спорный период истцом не подтверждены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска в заявленном истцом размере.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А01-4346/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Кроме того, при рассмотрении вопроса о величине норматива потребления коммунальной услуги "отопление", учитываемого в расчете количества (объема) тепловой энергии, исследованию подлежит вопрос о том, какую долю величина норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного дома в течение отопительного периода.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 307-ЭС19-21338 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не зависит от фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2021 г. N Ф08-11208/21 по делу N А01-4346/2020