г. Краснодар |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А01-2507/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Аваряскина В.В., при участии в судебном заседании представителей истца - администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" - Такаш Б.И. (доверенность 11.01.2021), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН: 1072308003063 - Разенко В.В. (доверенность от 20.05.2021), в отсутствие ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330),, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105043820, ОГРН 1040100552205), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" на решение Арбитражного суда Республик Адыгея от 09.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А01-2507/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Яблоновское городское поселение" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117 площадью 7147 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Связи, 16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - общество), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Решением от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2021, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером 01:05:0200163:117 расположены объекты недвижимого имущества (инженерный корпус и склад), находящиеся в собственности общества, основным видом деятельности которого является транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки. Указанный участок используется для обеспечения деятельности общества, следовательно, он сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации и относится к единой системе газоснабжения, что согласуется с положениями статей 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ). Земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 09.03.2021 и постановление апелляционного суда от 28.05.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что на спорном земельном участке отсутствует какие-либо производственные объекты топливно-энергетического комплекса, предназначенные для производства (добычи, переработки), транспортировки (передачи), хранения, распределения и поставки (потребления) энергетических ресурсов. Суды необоснованно отнесли земельный участок к землям промышленности и иного специального назначения, который находится в границах населенного пункта, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации недвижимого имущества. На участке объекты недвижимости находящиеся в собственности Российской Федерации отсутствуют, следовательно, нет оснований для регистрации государственной собственности на данный участок.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Определением и. о. председателя третьего судебного состава от 18.10.2021 произведена замена судьи Епифанова В.Е. на судью Аваряскина В.В. (статья 18 Кодекса), дело рассмотрено с самого начала.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 04.08.2008 N 187/06/АР-3/0127 (в редакции протокола разногласий и дополнительного соглашения от 04.12.2015), по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117 площадью 7147 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Связи, 16, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации недвижимого имущества (пункт 1.1). Пунктом 6.1 срок действия договора предусмотрен 49 лет с 01.01.2008 по 01.01.2057 (т. 1, л. д. 22 - 33).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на данном участке расположены объекты недвижимости общества: инженерный корпус (литера А, инв. N 0600001532) - свидетельство о государственной регистрации от 28.10.2011 серии 01-АА N 381950; склад (инв. N 0600001533) - свидетельство о государственной регистрации от 28.10.2011 серии 01-АА N 381949 (т. 1, л. д. 13 - 16).
23 августа 2017 года на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 23.08.2017 N 01:05:0200163:117-01/004/2017-1).
30 декабря 2019 года администрация направила в адрес управления претензию N 6978 с требованием предпринять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200163:117 в распоряжение администрации (т. 1, л. д. 34, 35).
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В пунктах 52 и 53 совместного постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано следующее. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация может быть оспорена только в судебном порядке.
На основании пунктов 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника в отношении спорного имущества от имени Российской Федерации осуществляет управление.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Законом N 69-ФЗ установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации. Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа (статья 2).
Согласно статье 5 Закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона N 69-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117 относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью (на участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения (обществу) и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения).
В этой связи коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А01-2507/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:117 относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью (на участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения (обществу) и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения).
...
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2021 г. N Ф08-8570/21 по делу N А01-2507/2020