г. Краснодар |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А32-33161/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Леракрофт-Сочи" (ИНН 2320050526, ОГРН 1022302930100), ответчиков: администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2319021841, ОГРН 1022302829713), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А32-33161/2020, установил следующее.
ООО "Леракрофт-Сочи" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация района) о взыскании 100 800 рублей неосновательного обогащения (измененные исковые требования, заявленные в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано, обществу из федерального бюджета возвращено 13 923 рубля государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 19.08.2021 решение суда от 28.05.2021 отменено в части, абзац 1 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Взыскать с муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице администрации за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в пользу общества неосновательное обогащение в размере 100 800 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 7024 рублей. В иске к администрации района отказать".
В кассационной жалобе администрации просят отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), свидетельствует о том, что лицо, оказывавшее услуги, не могло не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что распоряжением главы администрации района от 06.02.2020 N 34-р "О временном размещении граждан, проживающих в многоквартирном доме N 2/5 по улице Шоссейная в Хостинском внутригородском районе города Сочи, пострадавших в результате произошедшего пожара 31.12.2019" обществу предписано произвести временное размещение граждан, пострадавших в результате пожара 31.12.2019, проживающих по указанному адресу.
25 декабря 2020 года администрация района (муниципальный заказчик) и общество (подрядчик) заключили договор N 94, по условиям которого исполнитель обязан оказать заказчику услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а заказчик - принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном договором за счет средств бюджета города Сочи на 2020 год.
Согласно пункту 3.1 договора оказание услуг осуществляется с 06.02.2020 по 31.12.2020.
В период действия чрезвычайной ситуации во исполнение условий договора общество разместило в гостиничном комплексе 9 граждан, эвакуированных из зоны пожара; данное обстоятельство подтверждается расчетом стоимости (приложение N 1), актом от 25.12.2020 N 56 на сумму 1 188 тыс. рублей, подписанным сторонами контракта и заверенным оттисками печатей.
Общество указывает на то, что размещение граждан осуществлено с 09.01.2020, заказчик не исполнил обязанность по оплате оказанных услуг с 09.01.2020 по 05.02.2020, в связи с чем на стороне заказчика возникло неосновательное обогащение.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что услуги по предоставлению мест временного проживания на сумму 100 800 рублей являются дополнительными услугами, оказание которых стороны в договоре от 25.12.2020 N 94 не согласовывали. Таким образом, услуги выполнялись обществом при очевидном отсутствии обязательства заказчика по их оплате, в связи с чем на стороне заказчика отсутствует неосновательное обогащение.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
Принимая во внимание положения статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 21.01.2015 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, установив, что наличие чрезвычайной ситуации, позволяющей осуществлять закупку услуг у единственного поставщика (общества), подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, а также что спорный договор служит достаточным основанием для констатации наличия обязательства администрации района оплатить оказанные обществом услуги, апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что фактически места для временного проживания предоставлены с 09.01.2020; данное обстоятельство также подтверждается ведомостью, подписанной без замечаний обществом и администрацией района.
Установив эти обстоятельства, суд правильно удовлетворил иск.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2021 по делу N А32-30495/2020.
Доводы подателей кассационной жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований в отсутствие государственного контракта, дезавуирует применение Закона N 44-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона, подлежит отклонению.
Названный Закон позволяет при наличии чрезвычайных ситуаций осуществить закупку услуг у единственного поставщика, о чем правильно указал суд, отклоняя данный довод. Доказательств, опровергающих наличие в рассматриваемом случае чрезвычайной ситуации (пожар), установленной апелляционным судом, что предполагает возможность заключения договора без соблюдения установленной Законом N 44-ФЗ процедуры, ответчик не представил.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Доводы заявителя жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А32-33161/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив эти обстоятельства, суд правильно удовлетворил иск.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2021 по делу N А32-30495/2020.
Доводы подателей кассационной жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований в отсутствие государственного контракта, дезавуирует применение Закона N 44-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона, подлежит отклонению.
Названный Закон позволяет при наличии чрезвычайных ситуаций осуществить закупку услуг у единственного поставщика, о чем правильно указал суд, отклоняя данный довод. Доказательств, опровергающих наличие в рассматриваемом случае чрезвычайной ситуации (пожар), установленной апелляционным судом, что предполагает возможность заключения договора без соблюдения установленной Законом N 44-ФЗ процедуры, ответчик не представил.
...
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2021 г. N Ф08-10679/21 по делу N А32-33161/2020