г. Краснодар |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А63-16861/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барселона" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А63-16861/2020,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Барселона" (ОГРН 1152366004702, далее - общество) обратилось в арбитражный суд к отделу контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице (ОГРН 1022601949644, далее - отдел) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2020 N 133/2020 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-кз) в виде взыскания 20 тыс. рублей штрафа за использование находящегося в государственной собственности Ставропольского края объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда (далее - постановление).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения, нарушение процедуры оформления материалов проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении, соблюдение срока обжалования постановления.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что проведенной отделом внеплановой выездной проверкой сохранности и использования по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края (в том числе объекта недвижимости - нежилое здание (здание мастерской (литера Б) с кадастровым номером 23:49:0201015:1158, площадью 47,2 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Сочи ул. Волжская д. 64), далее - здание)) выявлено использование обществом находящегося в государственной собственности Ставропольского края объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда (непредставление документов о назначении лица, ответственного за эксплуатацию указанного объекта государственной собственности, организации ведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием объекта недвижимости (в журнале учета технического состояния зданий отсутствуют записи о проведении сезонного осмотра (весна 2020 года)). Ответственное лицо за эксплуатацию нежилого здания (здание мастерской (литера Б) с кадастровым номером 23:49:0201015:1158 назначено лишь в период проверки (приказ от 04.06.2020 N 3). По данному факту министерство составило протокол от 16.07.2020 N 133/2020 и вынесло постановление.
Частью 2 статьи 10.1 Закона N 20-КЗ установлена ответственность за использование находящегося в государственной собственности Ставропольского края объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (части 7, 9 статьи 55.24 Градостроительного кодекса российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
К лицам, ответственным за эксплуатацию здания, отнесены в том числе лица, владеющие зданием на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания (часть 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса). Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, обязано вести журнал эксплуатации здания, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений (часть 5 статьи 55.25 Градостроительного кодекса).
Безопасность здания в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
Здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).
Пунктами 8.1, 8.2 Свода правил "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" СП 255.1325800.2016, утвержденного приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр, установлено, что эксплуатационный контроль технического состояния зданий (сооружений) включает в себя осмотры здания (сооружения), обследования и мониторинг их технического состояния. При этом выделяется сезонный осмотр, который осуществляется два раза в год (весной и осенью).
Частью 1 статьи 22 Закона N 25-кз установлена ответственность за сохранность, эффективное использование, использование по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края за переданные на основании договора иной организации и соблюдение порядка распоряжения такими объектами возложена в том числе на иные организации.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что находящееся в собственности Ставропольского края нежилое здание предоставлено обществу в пользование по договору аренды от 30.12.2019 N 30 до 29.12.2034. Здание им эксплуатируется в отсутствие лица, ответственного за его эксплуатацию, также не организовано ведение документов по эксплуатационному контролю за техническим состоянием объекта недвижимости. Эти обстоятельства суд признал свидетельствующими о невыполнении обществом мероприятий по обеспечению сохранности объекта недвижимости, их наличие доказывается в том числе актом проверки, письменными объяснениями директора общества от 05.06.2020 в ходе проверки и другими материалами дела. Довод общества о том, что министерство при подписании акта приема-передачи имущества от 30.12.2019 не передало ему журналы эксплуатации зданий, (сооружений) суд проверил и обоснованно отклонил. Из объяснения директора общества от 05.06.2020 следует, что общество обязуется в кратчайшие сроки заполнить в соответствии с Градостроительного кодекса журналы учета технического состояния зданий и передать их в министерство. На стадии проверки и в ходе производства по делу об административном правонарушении общество не оспаривало несоблюдение комплекса мероприятий по обеспечению сохранности используемого объекта недвижимого имущества (хозяйственного корпуса (литера Б)), не обосновало невозможность представления таких документов по не зависящим от него обстоятельствам.
Доводам о процессуальных нарушениях суд дал надлежащую правовую оценку. Контроль за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению имущественных объектов государственной собственности Ставропольского края, за соблюдением гражданами и юридическими лицами прав и законных интересов Ставропольского края в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26.01.2015 N 29-п (далее - Порядок). В данном случае объектом проверки являлась государственная собственность Ставропольского края, а не деятельность субъекта предпринимательства. Проверка проводилась отделом на основании вышеуказанного Порядка N 29-п, с соблюдением исключения, установленного частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего). В подпункте 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проверив в совокупности и взаимосвязи доказательства, суд установил, что отдел проводил административное расследование из-за необходимости выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксации, юридической квалификации. Исходя из подпункта 37 пункта 9.5 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137 (далее - Положение) министерство осуществляет действия по устранению допущенных юридическими лицами и гражданами нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в области приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, путем обращения в правоохранительные и судебные органы, привлечения виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке.
Подпунктом 2 пункта 18 Порядка установлено, что в случае выявления при проведении плановой (внеплановой) проверки нарушений правообладателем (пользователем) объектов государственной собственности Ставропольского края требований федерального законодательства и (или) законодательства Ставропольского края при использовании объектов государственной собственности Ставропольского края уполномоченные должностные лица обязаны при выявлении признаков состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.1 Закона 20-кз, составить протокол об административном правонарушении в установленном законодательством порядке. Органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.1 Закона N 20-кз, является орган, уполномоченный в области управления и распоряжения объектами государственной собственности Ставропольского края (пункт 3 статьи 11.5 Закона N 20-кз). Министерство, исходя из пункта 40 пункта 9.5 Положения, рассматривает в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, административные правонарушения в установленной сфере деятельности, влекущие применение административных наказаний, привлечение виновных лиц к административной ответственности. Следовательно, оспариваемое постановление принято должностным лицом отдела в пределах его компетенции.
Суд также счел пропущенным обществом срок обжалования в суд постановления. Копия постановления направлена обществу письмом от 03.08.2020 N 13560/03 по юридическому адресу, указанному 13.07.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц (Краснодарский край г. Сочи ул. Виноградная д. 133/33 офис 7). Отправление с почтовым идентификатором 80081551838614 направлено министерством по этому адресу и вручено адресату почтальоном 11.08.2020. Общество несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Пропуск срока обжалования является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Довод общества о том, что по материалам той же проверки решениями Центрального районного суда г. Сочи от 05.02.2021 постановления о привлечении к административной ответственности генерального директора общества Мартиросян С.Г. отменены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд проверил и обоснованно отклонил, ссылаясь на правовые подходы, сформированные в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 11974/06.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А63-16861/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводам о процессуальных нарушениях суд дал надлежащую правовую оценку. Контроль за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению имущественных объектов государственной собственности Ставропольского края, за соблюдением гражданами и юридическими лицами прав и законных интересов Ставропольского края в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26.01.2015 N 29-п (далее - Порядок). В данном случае объектом проверки являлась государственная собственность Ставропольского края, а не деятельность субъекта предпринимательства. Проверка проводилась отделом на основании вышеуказанного Порядка N 29-п, с соблюдением исключения, установленного частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего). В подпункте 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проверив в совокупности и взаимосвязи доказательства, суд установил, что отдел проводил административное расследование из-за необходимости выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксации, юридической квалификации. Исходя из подпункта 37 пункта 9.5 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137 (далее - Положение) министерство осуществляет действия по устранению допущенных юридическими лицами и гражданами нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в области приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, путем обращения в правоохранительные и судебные органы, привлечения виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке.
...
Довод общества о том, что по материалам той же проверки решениями Центрального районного суда г. Сочи от 05.02.2021 постановления о привлечении к административной ответственности генерального директора общества Мартиросян С.Г. отменены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд проверил и обоснованно отклонил, ссылаясь на правовые подходы, сформированные в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 11974/06."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2021 г. N Ф08-11623/21 по делу N А63-16861/2020