г. Краснодар |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А53-245/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Породенко И.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., помощник судьи Мелкумян А.Б.), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Булаевой Ж.В. (доверенность от 28.06.2019), в отсутствие заявителя - Таганрогского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ИНН 6154572288, ОГРН 1116154005263), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Таганрогского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2021 по делу N А53-245/2021, установил следующее.
Таганрогский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство) от 11.12.2020 N 58-20-10/20-12882.
Решением от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2021, суд отказал отделу в удовлетворении заявления, указав на доказанность казначейством соответствия оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился отдел с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в ходе формирования цены контракта участники аукциона учитывают исключительно собственные ресурсные затраты и возможные риски, поэтому итоговая оценка контракта (стоимость работ) является вероятной величиной. В данном случае начальная (максимальная) цена контракта и реальная цена контракта (стоимость работ) не совпали; определить прямую зависимость цены контракта от первоначальной (максимальной) цены контракта не представляется возможным. Цена контракта сформирована в результате аукциона и определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Вывод казначейства о том, что величина завышения стоимости выполненных работ является твердой и, составляет 84 955 рублей 46 копеек, носит предположительный характер.
В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя казначейства, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании протокола проведения итогов электронного аукциона N 0358100040819000007 отдел и индивидуальный предприниматель Ахтырский Валерий Владимирович заключили государственный контракт от 14.10.2019 N 135 по капитальному ремонту кровли административно-бытового корпуса отдела по адресу: Ростовская область г. Таганрог, пл. Восстания, 1 (далее - контракт N 135). Локальный сметный расчет составлен в базисном уровне цен, а затем переведен в текущий уровень цен путем применения индекса изменения сметной стоимости строительства.
Работы по контракту N 135 (капитальный ремонт кровли административно-бытового корпуса отдела по адресу: Ростовская область г. Таганрог, пл. Восстания, 1, стоимостью 732 тыс. рублей) приняты отделом в соответствии с актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 21.11.2019 N 1 и оплачены платежным поручением от 28.11.2019 N 577684.
Согласно локальному сметному расчету к контракту N 135 и акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от 21.11.2019 N 1, прогнозный индекс изменения сметной стоимости строительства по виду строительства "Прочие объекты" принят в соответствии с письмом Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 20.05.2019 N 26/2151 в размере 7,41.
На основании приказа от 27.08.2020 N 559, в соответствии с пунктом 29 Плана контрольных мероприятий казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2020 год, казначейство провело плановую камеральную проверку отдела по вопросу осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном учете и отчетности с 01.01.2019 по 31.12.2019, в ходе которой установило, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 3.30 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), в 2019 году по контракту N 135 отдел принял и оплатил работы по капитальному ремонту кровли административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пл. Восстания, 1, с неверным применением индекса изменения сметной стоимости строительных-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, а именно: при переводе базовой сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущий уровень цен применен индекс, не соответствующий виду работ (в соответствии с письмом Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 20.05.2019 N 26/2151 применен индекс 7,41 ("Прочие объекты"), а следовало применить индекс 6,55 ("Административное здание")), что привело к завышению стоимости капитального ремонта на 84 955 рублей 46 копеек.
По результатам проверки казначейство выдало отделу предписание от 11.12.2020 N 58-20-10/20-12882 о необходимости в срок до 01.07.2021 принять меры по возмещению Российской Федерации причиненного ущерба в размере 84 955 рублей 46 копеек.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отдел оспорил предписание казначейства в арбитражном суде.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, применив к установленным по делу обстоятельствам положения пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, Закона N 44-ФЗ, МДС 81-35.2004, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного отделом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод (часть 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно пункту 3.27 МДС 81-35.2004 при составлении смет (сметных расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости объектов строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе укрупненных сметных нормативов.
Исходя из положений пункта 3.30 МДС 81-35.2004, при определении стоимости строительства базисно-индексным методом сметная документация (локальные сметы) составляется в базисном уровне цен, предусмотренном в сборниках сметно-нормативной базы (ФЕР-2001 или ТЕР-2001), с последующим перемножением на индекс, соответствующий периоду составления сметной документации или периоду выполнения работ, предусмотренных указанной сметной документацией.
В ходе проверки казначейство пришло к выводу о том, что работы по контракту N 135 (капитальный ремонт кровли административно-бытового корпуса) приняты по акту о приемке (форма N КС-2) от 27.11.2019 N 1 и оплачены за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 28.11.2019 N 577684 с неверным применением индекса изменения сметной стоимости строительных-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, а именно: при переводе базовой сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущий уровень цен применен индекс, не соответствующий виду выполненных работ.
Судебные инстанции установили, что в 2019 году по контракту N 135 отдел принял и оплатил работы по капитальному ремонту кровли административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пл. Восстания, 1. При этом отдел применил базисно-индексный метод и при переводе базовой сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущий уровень цен использован индекс 7,41 по объектам строительства "Прочие объекты", тогда как согласно техническому паспорту здания, расположенного по адресу: Ростовская область г. Таганрог, пл. Восстания, 1, данное здание является административным, следовательно, в данном случае в соответствии с письмом Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 20.05.2019 N 26/2151 подлежал применению индекс 6,55 по объектам строительства "Административное здание".
Вывод судебных инстанций о том, что неверное применение отделом индекса перевода базовой сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущий уровень цен привело к завышению стоимости капитального ремонта на 84 955 рублей 46 копеек, основан на исследовании и оценке технического паспорта объекта, локального сметного расчета, государственного контракта, актов о приемке выполненных работ, протокола и документов об электронном аукционе, других представленных в материалы дела доказательств и является правильным.
Довод отдела о том, что индекс изменения сметной стоимости применяется только для определения начальной максимальной цены контракта, цена контракта является твердой величиной, исследован судом апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
При этом с учетом положений частей 1, 6 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 3 ВЯ-П10-14161, методики, в том числе МДС 81-35.2004, обязательны для применения участниками бюджетного процесса как при формировании начальной (максимальной) цены контракта, так и при расчетах за выполненные работы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2021 по делу N А53-245/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пункта 3.30 МДС 81-35.2004, при определении стоимости строительства базисно-индексным методом сметная документация (локальные сметы) составляется в базисном уровне цен, предусмотренном в сборниках сметно-нормативной базы (ФЕР-2001 или ТЕР-2001), с последующим перемножением на индекс, соответствующий периоду составления сметной документации или периоду выполнения работ, предусмотренных указанной сметной документацией.
...
Довод отдела о том, что индекс изменения сметной стоимости применяется только для определения начальной максимальной цены контракта, цена контракта является твердой величиной, исследован судом апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
При этом с учетом положений частей 1, 6 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 3 ВЯ-П10-14161, методики, в том числе МДС 81-35.2004, обязательны для применения участниками бюджетного процесса как при формировании начальной (максимальной) цены контракта, так и при расчетах за выполненные работы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф08-11960/21 по делу N А53-245/2021