г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А32-24952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие заявителя - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, акционерного общества "Строительная фирма "ССМУ-5"", Гетьмана Валерия Васильевича, общества с ограниченной ответственностью "Экспорт импорт-М", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А32-24952/2020, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - служба), в котором просило:
- признать незаконными решения службы об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143 и 23:43:0134001:1145;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные земельные участки (уточненные требования).
Требования основаны на положениях Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивированы отнесением спорных лесных участков к федеральному уровню публичной собственности в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и пункта 4 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), АО "Строительная фирма "ССМУ-5"" (далее - фирма), Гетьман В.В. и ООО "Экспорт импорт-М" (далее - общество).
Решением от 15.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.07.2021, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие принятых заинтересованным лицом решений положениям Закона N 218-ФЗ. Суды исходили из того, что спорные земельные участки входят в границы Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство от 10.08.2011 серии 23-АК N 101482). Вхождение перечисленных земельных участков в состав земель лесного фонда влечет отнесение их к федеральному уровню публичной собственности.
В кассационной жалобе служба просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вывод судов об отнесении спорных участков к федеральному уровню публичной собственности не основан на фактических обстоятельствах и сделан при неправильном применении норм материального права. Согласно сведениям, отраженным в Едином государственном реестре недвижимости, спорные объекты отнесены к землям населенных пунктов. Ранее право собственности Российской Федерации на указанные участки не было зарегистрировано. Вывод судов о вхождении всех спорных участков в границы Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества документально не обоснован. Генеральный план муниципального образования город Краснодар, которым спорные участки исключены из земель населенных пунктов, утвержден 02.09.2020, а оспариваемые управлением решения приняты 10.07.2020. В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370 и 23:43:0134001:372 расположены объекты недвижимости, на которые не зарегистрировано право собственности Российской Федерации. На участке с кадастровым номером 23:43:0134001:372 возведен многоквартирный жилой дом (далее - МКД).
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, управление обратилось в службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143 и 23:43:0134001:1145. Заявление мотивировано тем, что данные объекты, входящие в границы Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, в силу статьи 8 Лесного кодекса отнесены к федеральному уровню публичной собственности.
Служба приостановила государственную регистрацию права, мотивируя тем, что перечисленные участки имеют категорию земель - земли населенных пунктов; на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0134001:370 расположены объекты недвижимости, право собственности на которые за Российской Федерацией не зарегистрировано; на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0134001:372 находится МКД. Впоследствии в государственной регистрации прав отказано (уведомления от 10.07.2020).
Управление, полагая, что принятые службой решения являются незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 названного Закона.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона N 218-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Разграничение государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную осуществляется в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса).
В силу статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Как установили суды, пунктом 15 решения городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар" в границы муниципального образования г. Краснодар включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края. Решением Краснодарского краевого суда от 11.04.2018 по делу N 3а-551/2018 пункт 15 названного решения в части включения в границы муниципального образования г. Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края, признан недействующим со дня принятия указанного решения. Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара от 13.01.2021 N 220/29, спорные участки в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100, расположены вне границ населенных пунктов.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные земельные участки входят в границы Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство от 10.08.2011 серии 23-АК N 101482), то есть, отнесены к землям лесного фонда и, соответственно, к федеральному уровню собственности, суды пришли к верному выводу о незаконности принятого заинтересованным лицом решения и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Доводы подателя кассационной жалобы о наличии на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370 и 23:43:0134001:372 МКД и иных объектов недвижимости не подтверждают законность решения заинтересованного лица.
Земельный кодекс и Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, не предусматривают изъятие земель национальных парков из федеральной собственности.
Материалами дела не подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0134001:372 площадью 29 993 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет для эксплуатации возведенного в его пределах МКД площадью 1084 кв. м, поэтому суды верно не усмотрели оснований для применения положений статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А32-24952/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф08-10485/21 по делу N А32-24952/2020