г. Краснодар |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А63-19125/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, проводимом в режиме онлайн с использованием информационной системы "Мой арбитр", от заявителя - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Трофимовой А.С. (доверенность от 20.11.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) и третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу N А63-19125/2020, установил следующее.
АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании со Ставропольского края в лице Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство транспорта) за счет казны Ставропольского края 196 182 рубля 20 копеек в счет возмещения потерь в доходах, связанных с предоставлением льгот от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за декабрь 2017 года.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Ставропольского края (далее - министерство финансов).
Решением суда от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2021, со Ставропольского края в лице министерства транспорта за счет казны Ставропольского края в пользу общества взыскано 196 182 рубля 20 копеек в счет возмещения потерь в доходах, связанных с предоставлением льготы в части стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; с министерства транспорта в пользу общества взыскано 6 885 рублей расходов на уплату государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что общество документально подтвердило расходы на перевозку железнодорожным транспортом льготной категории пассажиров в спорном периоде, и данные расходы подлежат возмещению обществу за счет казны Ставропольского края, т. к. убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льготного проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство транспорта с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, общество представило министерству транспорта документы, указывающие, что фактический объем неполученных доходов, возникших при перевозке льготных категорий пассажиров (обучающихся) в 2017 году, составил 23 955 238 рублей 23 копейки, в том числе с учетом субсидии за декабрь 2017 года. Заключив дополнительное соглашение от 30.03.2018 N 3, общество добровольно согласилось с изменением условий договора от 22.05.2017 N 60/2017. Министерство транспорта перечислило обществу субсидию в полном объеме; изменение размера субсидии является правом, а не обязанностью главного распорядителя бюджетных средств. Суды не приняли во внимание довод министерства транспорта об ограничении размера выплаты субсидии условиями договора от 22.05.2017 N 60/2017, корректировка суммы договора произведена дополнительным соглашением от 30.03.2018 N 3 на основании фактических сведений о количестве перевезенных пассажиров, пользующихся льготой. Суды неверно применили положения пункта 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство предусматривает перечисление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть в пределах денежных средств, выделенных на реализацию принятых обязательств по выплате субсидий.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество и министерство финансов не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и министерство транспорта заключили договор от 22.05.2017 N 60/2017 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на компенсацию части потерь в доходах, в соответствии с которым и, во исполнение постановления Правительства Ставропольского края от 22.04.2017 N 170-п "О предоставлении льгот по тарифам на проезд отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" (далее - постановление N 170-п), общество осуществляло перевозку воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в периоды с 01.01.2017 по 15.06.2017 и с 01.09.2017 по 31.12.2017 по льготному тарифу с предоставлением 50% скидки на проезд.
На получателя субсидии возложена обязанность предоставления документов, подтверждающих факт и размер недополученных доходов в результате предоставленной льготы (раздел 4 договора от 22.05.2017 N 60/2017 и постановление N170-п). Срок для предоставления необходимых документов установлен - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 4.3.3 договора от 22.05.2017 N 60/2017 для получения субсидии за декабрь 2017 года общество обязано представлять главному распорядителю бюджетных средств в срок до 20.12.2019 следующие документы: информацию о фактическом объеме потерь в доходах организации от перевозки обучающихся за период с 01 декабря по 15 декабря 2017 года включительно; предварительный расчет объема потерь в доходах организации от перевозки обучающихся за период с 16 декабря по 31 декабря 2017 года включительно в размере, не превышающем среднемесячный размер субсидий по итогам 9 месяцев 2017 года, без учета периода с 16 июня по 31 августа 2017 года включительно и без учета периода с 01 декабря по 15 декабря 2017 года включительно.
Согласно 3.2 договора от 22.05.2017 N 60/2017 субсидия за декабрь 2017 года перечисляется в срок не позднее 27.12.2017.
Во исполнение договора от 22.05.2017 N 60/2017 и в целях получения субсидий за декабрь 2017 года, сопроводительным письмом от 19.12.2017 N 3635 общество направило в министерство транспорта установленный договором перечень документов (отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2017 года, на сумму 2 509 229 рублей 90 копеек). Однако за декабрь 2017 года министерство транспорта выплатило обществу субсидию в размере 1 765 330 рублей 90 копеек.
18 января 2018 года общество направило министерству транспорта итоговые документы о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2017 года, на сумму 2 705 043 рубля 20 копеек, однако за декабрь 2019 года министерство транспорта выплатило субсидию в размере 2 509 229 рублей 90 копеек. Таким образом, размер недоплаты за период с 1 декабря по 31 декабря 2017 года составил 195 813 рубля 30 копеек. Кроме того, министерство транспорта также не возместило обществу недополученные доходы от предоставления льготы за август 2017 года в размере 368 рублей 90 копеек, которая возникла ввиду осуществления предварительной реализации льготного билета (то есть льготный пассажир обратился в августе 2017 года с целью приобретения льготного проездного документа, а фактический проезд совершил в сентябре 2017 года).
Общество направило в адрес министерства транспорта письма от 22.02.2018 N 524, от 07.06.2018 N 1599, от 30.08.2018 N 2433 с просьбой погасить образовавшуюся задолженность. Письмами от 14.03.2018 N 01-14/1815 и от 19.06.2018 N 01-14/4837 министерство транспорта уведомило общество о невозможности оплаты недополученных доходов, возникших от перевозки льготных категорий граждан (обучающихся), и о направлении предложения в Министерство финансов Ставропольского края для внесения изменений в бюджет Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в части увеличения суммы бюджета на 196 182 рубля 20 копеек.
30 июля 2020 года общество направило в адрес министерства транспорта претензию с требованием об уплате образовавшейся задолженности в размере 196 182 рублей 20 копеек.
Письмом от 26.08.2020 министерство транспорта отказало обществу в возмещении 196 182 рублей 20 копеек субсидии, сославшись на необоснованность требования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в их совокупности и взаимосвязи и, руководствуясь статьями 15, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования.
Суды учли разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" о том, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Соответственно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Возникновение у указанных организаций соответствующих убытков публично-правовое образование может предотвратить путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Суды указали, что постановлением N 170-п обучающимся и воспитанникам общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения на территории Ставропольского края в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при прохождении маршрута поездки по территории Ставропольского края и оплате проезда в период с 01.01.2017 по 15.06.2017 включительно и с 01.09.2017 по 31.12.2017 включительно.
Суды установили фактическое выполнение обществом своих обязательств по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом пригородного сообщения с учетом постановления N 170-п.
Оказание услуг по перевозке указанной категории пассажиров с предоставлением им льготной оплаты за проезд, подтверждено представленными обществом отчетами о возмещении недополученных доходов в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся. Представленные обществом документы на доработку министерство не возвращало. Какие-либо замечания министерства относительно неполноты представленных обществом документов и их содержанию в материалах дела отсутствуют. Доказательства обратного министерство не представило.
Суды правильно указали, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны Ставропольского края.
При этом суды учли правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которой само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством.
Суды обоснованно исходили из того, что в данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия бюджетных средств и наличия у общества возможности предусмотреть заявленную сумму субсидии при заключении дополнительного соглашения от 30.03.2018 N 3 к договору от 22.05.2017 N 60/2017, в котором сумма субсидии заменена фактической суммой в размере 23 955 238 рублей 23 копеек, министерство транспорта по существу лишило общество права на возмещение стоимости оказанных услуг, в результате общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в рамках выполнения государственных задач без возмещения понесенных обществом затрат. Однако государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности. При этом истечение финансового года не является основанием для освобождения Ставропольского края от исполнения обязанности по компенсации обществу потерь, возникших ранее окончания финансового года, в случае наличия такой обязанности.
Оценив в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правильный вывод о наличии в данном случае совокупности условий, необходимых для возложения на публично-правовое образование в лице министерства транспорта обязанности возместить обществу спорные убытки (выпадающие доходы), поскольку факт перевозки льготной категории пассажиров общество доказало. Произведенный обществом расчет убытков суды признали верным, документально данный расчет министерство транспорта не опровергло, контррасчет размера убытков в материалы дела не представило.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства транспорта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу N А63-19125/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" о том, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
...
Суды правильно указали, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны Ставропольского края.
При этом суды учли правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которой само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф08-12000/21 по делу N А63-19125/2020