г. Ессентуки |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А63-19125/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У.,
судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., в отсутствие истца - акционерного общества "Северо-кавказская пригородная пассажирская компания", ответчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2021 по делу N А63-19125/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СКППК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство, ответчик) о взыскании со Ставропольского края в лице Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края за счет казны Ставропольского края денежных средств в размере 196 182,20 руб. в счет возмещения потерь в доходах, связанных с предоставлением льготы от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за ноябрь, декабрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что факт выполнения истцом своих обязательств по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ставропольского края с предоставлением льготы на проезд подтвержден надлежащими доказательствами.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводу министерства об установленном договором ограничении размера выплаты потерь, связанных с перевозкой пассажиров с предоставлением льготы по оплате стоимости проезда.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Ставропольского края от 22.04.2017 N 170-п "О предоставлении льгот по тарифам на проезд отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" (далее - постановление N 170-п) установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения на территории Ставропольского края в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при прохождении маршрута поездки по территории Ставропольского края и оплате проезда в период с 01 января 2017 года по 15 июня 2017 года включительно и с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года включительно.
АО "СКППК" осуществляло перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в периоды с 01.01.2017 по 15.06.2017 и с 01.09.2017 по 31.12.2017 по льготному тарифу с предоставлением 50-процентной скидки на проезд.
С целью возмещения АО "СКППК" недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением льготы на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования за декабрь 2017 года, между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и обществом заключен договор от 22.05.2017 N 60/2017 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на компенсацию части потерь в доходах на сумму 34 792 400 руб.
Пунктом 1.1 договора установлено, что предметом договора является предоставление из бюджета Ставропольского края в 2017 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах получателя (АО "СКППК") в связи с установлением льготы по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам образовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Ставропольского края.
На получателя субсидии возложена обязанность предоставления установленных документов, подтверждающих факт и размер недополученных доходов от предоставленной льготы (раздел 4 договора и Порядка N 170-п)
Срок для предоставления необходимых документов установлен - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 4.3.3 названного договора для получения субсидии за декабрь 2017 года получатель обязуется представлять Главному распорядителю бюджетных средств в срок до 20.12.2019 следующие документы:
- информацию о фактическом объеме потерь в доходах организации от перевозки обучающихся за период с 01 декабря по 15 декабря 2017 года включительно;
- предварительный расчет объема потерь в доходах организации от перевозки обучающихся за период с 16 декабря по 31 декабря 2017 года включительно в размере, не превышающем среднемесячный размер субсидий по итогам 9 месяцев 2017 года, без учета периода с 16 июня по 31 августа 2017 года включительно и без учета периода с 01 декабря по 15 декабря 2017 года включительно.
В соответствии с пунктом 3.2 договора субсидия за декабрь 2017 года перечисляется в срок не позднее 27.12.2017.
С целью получения субсидий за декабрь 2017 года, АО "СКППК" подготовило установленный договором перечень документов и направило, в установленный договором срок, в адрес Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2017 года на сумму 2 509 229,90 руб. (исх. от 19.12.2017 N 3635), из них за период с 01.12.2017 по 18.12.2017 на сумму 1 365 638,44 руб., за период с 19.12.2017 по 31.12.2017 на предварительную сумму 1 113 591,46 руб. Однако Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края выплатила сумму субсидии за декабрь 2019 года в размере 1 765 330,90 руб.
18 января 2018 года АО "СКГТПК" направило итоговые документы о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2017 года на сумму 2 705 043,20 руб., однако Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края выплатила сумму субсидии за декабрь 2017 года в размере 2 509 229,90 руб.
Таким образом, сумма недоплаты за период с 1 декабря по 31 декабря 2017 года составила 195 813,30 руб.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края также не возместило за август 2017 года недополученные доходы от предоставления льготы в размере 368,90 руб., которая возникла ввиду осуществления предварительной реализации льготного билета (то есть льготный пассажир обратился в августе 2017 года с целью приобретения льготного проездного документа, а фактический проезд совершил в сентябре 2017 года).
22 февраля 2018 года, 07 июня 2018 года, 30 августа 2018 года АО "СКППК" направляло письма N N 524, 1599, 2433 в адрес Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края с просьбой погасить образовавшуюся задолженность.
14 марта 2018 года письмом N 01-14/1815 и 19 июня 2018 года письмом N 01-14/4837 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края уведомило АО "СКППК" о невозможности оплаты недополученных доходов, возникших от перевозки льготных категорий граждан (обучающихся) и о направлении предложения в Министерство финансов Ставропольского края для внесения изменений в бюджет Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в части увеличения суммы бюджета на 196 182,20 рубля. Дальнейшего решения не последовало.
30 июля 2020 года ответчик направил в адрес истца претензию с требованием об уплате образовавшейся задолженности, в ответ на которую министерство дорожного хозяйства и транспорта, сославшись на необоснованность требования, отказало в возмещении субсидии.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и постановлению правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Руководствуясь подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 указанного выше Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится также решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление тарифов на перевозку пассажиров осуществляется публично-правовым образованием Ставропольский край в пределах, предоставленных ему полномочий.
Ставропольским краем, в лице уполномоченного органа - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, издано постановление "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края и признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края" от 28.12.2016 N 52/1.
В соответствии с указанными постановлением тариф для расчета с пассажирами установлен в размере 2,65 руб. за один километр пути.
При этом с учетом льготы на проезд, установленной Постановлением N 170-п, перевозчик - АО "СКППК", получал при оплате проезда отдельными категориями пассажиров (школьников и студентов) стоимость в размере 1,33 рублей за один километр пути.
Вышеуказанная льгота на проезд, фактически представляла собой финансовую скидку 50 % от установленной платы за проезд отдельных категорий пассажиров в поездах пригородного сообщения.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт выполнения истцом своих обязательств по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ставропольского края с предоставлением льготы на проезд подтверждается, представленными истцом отчетами о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, копиями сводных ведомостей по перевозке льготников по льготе 2605, 2606 (школьники и студенты).
Из материалов дела не усматривается, что между истцом и ответчиком имелись разногласия по представленным отчетам о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся. Представленные обществом документы на доработку министерством не возвращались.
Фактическое выполнение обществом своих обязательств по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ставропольского края в ходе судебного разбирательства министерством не отрицался. Какие-либо замечания министерства по полноте представленных обществом документов и их содержанию в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, факт перевозки льготных пассажиров и размер недополученных доходов АО "СКППК", возникших от предоставления льготы, министерством не оспорен.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.07.2017 по делу N 305-ЭС17-5344, государственный орган, уполномоченный на выплату субсидий, обязан давать правовую оценку фактическим обстоятельствам исполнения перевозчиком возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорный период, совершения действий по их документальному подтверждению и при этом, государственный орган не вправе ограничиваться формальной констатацией факта нарушения требований порядка по выплате субсидий.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Соответственно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны Ставропольского края.
Возникновение у указанных организаций соответствующих убытков публично-правовое образование может предотвратить путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с частью 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательства к компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Правила предоставления субсидий, утвержденных постановлением N 170-п не предусматривают такого основания для отказа в удовлетворении заявления лица, обратившегося за получением субсидии, как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 БК РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
В данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия бюджетных средств и наличия у истца возможности предусмотреть заявленную сумму субсидии при заключении дополнительного соглашения N 3 к договору, в котором сумма субсидии заменена фактической суммой 23 955 238,23 руб., по существу, лишило общество права на возмещение стоимости оказанных услуг. В результате общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением в рамках выполнения ими государственных задач без какого-либо возмещения понесенных затрат. Однако государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности. При этом истечение финансового года не является основанием для освобождения Ставропольского края от исполнения обязанности по компенсации обществу потерь, возникших ранее окончания финансового года, в случае наличия такой обязанности.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие (недостаток) бюджетных денежных средств на возмещение недополученных доходов АО "СКППК", возникших от перевозки обучающихся с предоставлением 50-процентой льготы на стоимость проезда, не может являться основанием для отказа в возмещении потерь.
При этом истечение финансового года не является основанием для освобождения Ставропольского края от исполнения обязанности по выплате потерь, возникших ранее окончания финансового года, в случае наличия такой обязанности.
Представленные обществом документы (отчеты) подтверждают суммарное число обучающихся, которые воспользовались правом проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения с оплатой стоимости с учетом льготы; размер доходов перевозчика, которые он получил от обучающихся, в счет оплаты стоимости проезда; размер доходов, которые бы получил перевозчик при оплате обучающимися стоимости проезда по установленному тарифу без предоставления льготы; размер недополученных доходов перевозчика от предоставления перевозки с учетом оплаты за проезд с учетом льготы.
Также истцом в ходе рассмотрения дела представлены и другие документы, подтверждающие факт и размер предоставляемой льготы, а именно: сводные месячные ведомости за декабрь 2017 года, формируемые по оформленным льготным билетам.
Данные ведомости формируются на кассовой ленте в конце каждой смены работы ККТ и подтверждают информацию о количестве фактически перевезенных пассажиров с предоставлением льготы на оплату стоимости проезда, стоимость проезда и размер денежных средств на который предоставлена льгота.
Факт перевозки льготной категории пассажиров ответчиком не оспорен, контррасчет подлежащей взысканию суммы задолженности не представлен.
С учетом представленных истцом в материалы дела документов, суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным и документально подтвержденным размер потерь, связанных с установлением льготы на проезд обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения за декабря 2017 года, в сумме 195 813,30 руб.
Доводы апелляционной жалобы об ограничении договором размера выплаты потерь, связанных с перевозкой пассажиров с предоставлением льготы по оплате стоимости проезда, не принимаются апелляционным судом, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что фактический объем оказанных услуг по перевозке обучающихся с предоставлением им льготы производился на основании сведений, представленных за предыдущий финансовый год. Учитывая данный факт, апелляционный суд полагает, что данные о количестве пассажиров, относящихся к льготной категории, переданные обществом за предыдущий период, носят предположительный характер. Достоверное количество пассажиров (возможно, воспользующихся льготным проездом) на будущий период определить невозможно, поэтому оно требует корректировки на основании фактических сведений в текущем периоде.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая фактическое оказание обществом услуг по перевозке льготных категорий пассажиров и отсутствие возражений министерства в отношении размера понесенных обществом потерь, связанных с перевозкой указанных льготных пассажиров, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного требования АО "СКППК" соответствуют закону и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2021 по делу N А63-19125/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19125/2020
Истец: АО "СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ