г. Краснодар |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А32-703/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю (ИНН 2303029940, ОГРН 1092303000415) - Игнатова Д.А. (доверенность от 12.02.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ "Городской исторический музей" (ИНН 2305019987, ОГРН 1022301069570), заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонного) (ИНН 2303019780, ОГРН 1022300712730), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация муниципального образования город Горячий Ключ, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ "Городской исторический музей" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А32-703/2021, установил следующее.
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город Горячий Ключ "Городской исторический музей" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании утраченной возможности принудительного взыскания возникшей до 2017 года задолженности: задолженности в ПФР, состоящей из 301 484 рублей 38 копеек пени, задолженности в ФОМС, состоящей из 83 101 рубля 87 копеек пени, задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, состоящей из 13 587 рублей 97 копеек пени, задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, состоящей из 11 694 рублей 48 копеек пени; признании безнадежными ко взысканию и подлежащими списанию указанных сумм.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2021 заявленные учреждением требования удовлетворены в части. Признана безнадежной ко взысканию следующая задолженность учреждения, указанная в акте совместной сверки расчетов по состоянию на 01.11.2020: 289 051 рублей 66 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть), 12 432 рубля 27 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть), 83 101 рубля 87 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС, 13 587 рублей 97 копеек пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 11 694 рублей 48 копеек пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС. В удовлетворении остальной части заявленных учреждением требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.08.2021 решение суда первой инстанции от 24.05.2021 отменено, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно справке от 01.11.2020 N 191083 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.11.2020 у учреждения имеется возникшая до 2017 года задолженность: задолженности в ПФР, состоящая из 301 484 рублей 38 копеек пени, задолженность в ФОМС, состоящая из 83 101 рубля 87 копеек пени, задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, состоящая из 13 587 рублей 97 копеек пени, задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, состоящая из 11 694 рублей 48 копеек пени.
В целях признания задолженности безнадежной ко взысканию и списания учреждение направило в адрес налогового органа письмо от 23.12.2020 N 51 с приложением акта сверки по состоянию на 01.11.2020.
Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании безнадежной к взысканию спорной суммы задолженности.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 данной статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Согласно пункту 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
В силу пункта 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Согласно пункту 5 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В силу пункта 6 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суд апелляционной инстанции установил, что вступившими в законную силу судебными актами, вынесенными в 2012 - 2015 годах удовлетворены требования к учреждению о взыскании задолженности по уплате страховых взносов. Исполнительные листы на основании указанных судебных актов предъявлены в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ (далее - Финансовое управление) в 2013 - 2016 годах. Требования указанных исполнительных документов не исполнены.
Финансовое управление 17.06.2021 возвратило в инспекцию исполнительные листы для списания указанной задолженности без учета требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания с учреждения спорной задолженности, поскольку исполнительные листы были предъявлены к исполнению и приняты финансовым органом. Задолженность должна была погашаться в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А32-703/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В силу пункта 6 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 данной статьи.
...
Финансовое управление 17.06.2021 возвратило в инспекцию исполнительные листы для списания указанной задолженности без учета требований Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф08-10715/21 по делу N А32-703/2021