г. Краснодар |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А63-18502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В.., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Беломечетское" (ИНН 2610016372, ОГРН 1032600100466) - Одинцовой Н.В. (доверенность от 19.08.2021), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2635078412, ОГРН 1052600261120) -Чудиной Е.Н. (доверенность от 11.05.2021), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Новороссийский комбинат хлебопродуктов", общества с ограниченной ответственностью "ОЗК Юг", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беломечетское" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А63-18502/2020, установил следующее.
ООО "Беломечетское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ранее - Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике, далее - управление) об отмене постановления от 08.09.2020 N 06-22/27/53 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" и ООО "ОЗК Юг".
Решением суда от 25.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, управлением соблюден процессуальный порядок и срок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 4.5 Кодекса; отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным и замены штрафа предупреждением.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.06.2021 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2021, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что оформлением декларации о соответствии от 09.07.2020 не подтверждается наличие опасных веществ в спорной продукции. Пробы на остатки о содержании в пшенице остаточных количеств действующих веществ пестицидов брались от одной партии, которые соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011). Данные обстоятельства подтверждают, что реализация данной партии зерна не могла создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью, поэтому в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением от 12.11.2021 по данному делу в составе суда в связи с болезнью судьи-докладчика Драбо Т.Н. произведена замена судьи-докладчика: кассационная жалоба передана судье-докладчику Прокофьевой Т.В.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, управление в ходе проведения контроля по отгрузке партии зерна пшеницы мягкой на пищевые цели урожая 2020 года, принадлежащей обществу, установило факт ненадлежащего исполнения требования ТР ТС 015/2011, а именно: общество при выпуске (отгрузке) партии зерна пшеницы мягкой на пищевые цели урожая 2020, общим весом 480,46 т, в обращение на единой территории Таможенного союза по карантинным сертификатам, выданным 27.07.2020: N 23267901270720001 на 25,4 т, N 23267901270720002 - 28,68 т, N 23267901270720003 - 25,26 т, N 23267901270720004 - 26,22 т, N 23267901270720005 - 24,66 т, N 23267901270720007 - 25,44 т, N 23267901270720008 - 28,44 т, N 23267901270720009 - 25,58 т, N 23267901270720010 - 25,94 т, N 23267901270720011 - 26,36 т, N 23267901270720012 - 26,54 т, N 23267901270720013 - 27,38 т, N 23267901270720014 - 26,28 т, N 23267901270720015 - 26,36 т, N 23267901270720016 - 25,66 т, N 23267901270720017 - 26,84 т, N 23267901270720018 - 29,3 т, предоставило справку от 22.07.2020 N 283 о применении при возделывании пшеницы урожая 2020 года пестицидов: Поларис, Акиба, Паллас 45, Феразим, Цепеллин, Титул Дуо, Страйк Форте, Эсперо, действующими веществами которых являются: имазалил, прохлораз, тебуконазол, имидаклоприд, клоквинтосет-мексил, карбендазим, пропиконазол, альфа-циперметрин, флутриафол. Протокол испытаний от 09.07.2020 N 2020-963, на основании которого принята декларация о соответствии от 09.07.2020 с регистрационным номером ЕАЭС N RUДRU.ЯД01.А.19467/20, не содержит информацию о наличии исследований, проведенных на определение остаточных количеств пестицидов, показатели содержания которых не должны превышать предельно допустимых уровней содержания действующих веществ в зерне в соответствии с приложением N 6 Регламента ТР ТС 015/2011.
По факту выявленного нарушения управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 12.08.2019 N 06-22/27/53, выдало обществу предписание от 27.07.2020 N ФССКПС-0110/9019 и постановлением от 08.09.2020 N 02-22/27/53 привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43).
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства Российской Федерации области безопасности зерна, выразившемся в не выполнении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, руководствуясь положениями статей 1, 3, 4, 6, 7 ТР ТС 015/2011, статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса, признав законным оспариваемое постановление управления и отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
При этом суды обоснованно исходили из того, что ТР ТС 015/2011 распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункты 1 и 2 статьи 1 ТР ТС 015/2011).
Между обществом и ООО "Порт транзит" заключен агентский договор на организацию отгрузки сельскохозяйственной продукции от 21.07.2020 N 21107/20-1/ТЭО, на первые 480 т зерна оформлены карантинные сертификаты N 23267901270720001 - 23267901270720005, 23267901270720007 - 23267901270720019 по декларации о соответствии от 09.07.2020 ЕАЭС N RUД-RU.ЯД01.А.19467/20 (далее - декларация о соответствии от 09.07.2020).
В последующем управление уведомило общество, что по декларации о соответствии от 09.07.2020 дальнейшая выдача спорной продукции невозможна из-за отсутствия информации о наличии исследований, проведенных на определение остаточных количеств пестицидов. Продолжение оформления карантинных сертификатов продолжено после внесения изменений в декларацию о соответствии.
Зерно поставлялось на основании договора поставки от 28.04.2020 N 552-С/2019, заключенного обществом с ООО "ОЗК ЮГ" (покупатель), согласно пункту 2.1 которого место передачи товара (пункт разгрузки) указано: ПАО "НКХП" (г. Новороссийск, ул. Элеваторная, 22). Право собственности к покупателю переходит с момента передачи продукции грузополучателю.
Согласно письменным пояснениям ПАО "НКХП" зерно по спорным карантинным сертификатам поступило по товарно-транспортным накладным от 24.07.2020 и приемным актам от 25.07.2020 N 333369731, от 26.07.2020 N 333369752, где зафиксировано относимость каждого спорного карантинного сертификата к товарно-транспортной накладной. Указанные товарно-транспортные накладные соответствуют сведениям, указанным в карантинных сертификатах по весу груза каждой автомашины.
Суды оценили критически представленные обществом товарно-транспортные накладные от 03.08.2020 - 07.08.2020, поскольку сведения о весе груза по этим товарно-транспортным накладным не соответствуют сведениям, указанным в вышеперечисленных карантинных сертификатах. При этом суды отметили, что использование для перевозки по этим товарно-транспортным накладным автомобилей с теми же государственными регистрационными номерами не подтверждает относимость к поставке спорного объема зерна, поскольку одни и те же транспортные средства могут использоваться многократно для перевозки разных партий товара. При установленных обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что часть партии зерна отгружена обществом на реализацию по декларации о соответствии от 09.07.2020 без проведения необходимых процедур оценки (подтверждения) соответствия качества и безопасности зерна, что образует оконченный состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
Суды также установили, что управление выдало обществу предписание от 27.07.2020 N ФССКПС-0110/9019 об отмене декларации соответствия от 09.07.2020. Общество вышеназванное предписание исполнило, отменило данную декларацию о соответствии, такие сведения размещены в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии 01.08.2020.
После отмены декларации о соответствии от 09.07.2020 обществом проведены исследования зерна пшеницы (протоколы испытаний от 31.07.2020 N 2020-16680КП), согласно которым содержание в продукции остаточных количеств действующих веществ пестицидов не превышает действующих норм (при этом существенно меньше предельно допустимых уровней, установленных ТР ТС 015/2011), и оформлена декларация о соответствии от 31.07.2020 EAЭC N RU Д-RU.ЯД01.А.22502/20 (далее - декларация о соответствии от 31.07.2020). Спорная продукция выпущена в обращение по новой декларации от 31.07.2020.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, само по себе оформление новой декларации о соответствии от 31.07.2020 во исполнение выданного предписания, не исключает наличие вмененного обществу правонарушения, поскольку протокол испытаний от 31.07.2020 N 2020-1668ОКП (т. 1, л. д. 65 - 66), на основании которого выдана новая декларация о соответствии от 31.07.2020 (т. 1, л. д. 63), подготовлен на основании отбора проб от 28.07.2020, то есть после выпуска партии зерна. Таким образом, новая декларация о соответствии от 31.07.2020 не может распространяться на объем уже реализованного зерна.
Приняв во внимание отсутствие доказательств принятия всех зависящие от него мер по соблюдению обществом упомянутых требований ТР ТС 015/2011 и невозможности соблюдения им данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 Кодекса. Оснований для применения положения статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 Кодекса судами не установлено. В каждом конкретном случае применение названных положений является оценочной категорией. Переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
Вывод суда о соблюдении процедуры привлечения общества к ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса срок привлечения общества к ответственности соблюден.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии состава административного правонарушения, устранении выявленных нарушений исполнением выданного предписания путем отмены декларации и оформление новой, были предметом исследования судебных инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А63-18502/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф08-12068/21 по делу N А63-18502/2020