• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф08-12070/21 по делу N А53-6245/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды установили и материалами дела подтверждается, что срок возврата денежных средств за непоставленные на территорию Российской Федерации (неполученные на территории Российской Федерации) товары контрактом не установлен. Согласно условиям дополнительного соглашения от 14.12.2018 N 5 к контракту, "срок поставки товара по контракту и срок действия контракта установлен до 31.07.2019", следовательно, контрольный срок для возврата денежных средств является 31.07.2019.

Вместе с тем, денежные средства в сумме 515 417 200 рублей перечисленные нерезиденту - компании ТОО "AIC-INVEST" (Казахстан), на основании контракта в установленный с учетом дополнительного соглашения от 14.12.2018 N 5 срок - до 31.07.2019 не возвращены в Российскую Федерацию. Доказательств обратного общество в материалы дела не представило.

Отклоняя довод общества о том, что контракт является действующим и срок исполнения обязательств не наступил, судебные инстанции, руководствуясь статьями 431, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Суды также учли разъяснения Федеральной таможенной службы: продление контрактных сроков получения денежных средств за не ввезенные товары путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии нарушения требования части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ о репатриации (получении) иностранной валюты и валюты Российской Федерации от внешнеторговой деятельности в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, в нарушение положений вышеуказанных норм, общество неоднократно, путем заключения дополнительных соглашений к контракту, продлевало срок исполнения обязательств по контракту вплоть до 2034 года. При этом срок исполнения обязательств по контракту прерван 31.07.2019 в силу того, что дополнительное соглашение от 01.08.2019 N 6 заключено позднее первоначального срока действия контракта (в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2018 N 5). С учетом изложенного судебные инстанции правомерно указали, что в соответствии с условиями контракта (в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2018 N 5) в срок до 31.07.2019 включительно общество обязано было обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары.

Таким образом, будучи резидентом Российской Федерации, общество, как лицо, являющееся покупателем по внешнеторговому контракту, заключенному с "ТОО "AIC-INVEST" (нерезидентом) и не обеспечившее поступление валюты в пределах установленного контрактом срока, уплаченной за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, является субъектом правонарушения по части 5 статьи 15.25 Кодекса. Имея возможность для обеспечения получения от нерезидента денежных средств, уплаченных за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности к установленному сроку. Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения по части 5 статьи 15.25 Кодекса.

...

Суд не установил основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса, учел разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрел основания ни для квалификации правонарушения как малозначительного, так и для замены штрафа на предупреждение. Суд кассационной инстанции такими полномочиями не обладает."