город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2021 г. |
дело N А53-6245/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Рымарь Р.В.,
при участии от Ростовской таможни: представителя Данченко Р.В. по доверенности N 02-44/0158 от 07.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азовская зерновая компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.07.2021 по делу N А53-6245/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азовская зерновая компания" (ИНН 6140004060, ОГРН 1166196071238)
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азовская зерновая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "АЗК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2021 N 10313000-602/2021 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АЗК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не установлен факт нарушения п.2 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Контракт N АИК-07/08/17-АЗК от 07.08.2017 является действующим, срок исполнения обязательств не наступил. Обязанность обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию РФ товары, для ООО "АЗК" наступает в срок до 31.08.2034 включительно. Заявитель полагает, что имеются основания для применения в отношении ООО "АЗК" положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене наказания назначенного в виде штрафа на предупреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовская таможня просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Ростовской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представители ООО "АЗК" в судебное заседание не явились, извещенны надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие ООО "АЗК".
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Отделом валютного контроля Ростовской таможни была проведена проверка соблюдения ООО "АЗК" актов валютного законодательства Российской Федерации при исполнении обязательств по контракту N АИК-07/08/17-АЗК, заключенному 07 августа 2017 года с компанией "ТОО "А1С-ШУЕ8Т", Казахстан (далее - продавец, нерезидент).
Согласно пункту 1.1. контракта, продавец продает, а покупатель принимает и оплачивает товар.
Согласно пункту 4.1 контракта, покупатель производит оплату до 15.08.2017. Согласно пункту 5.1 контракта, поставка (отгрузка) товара - до 31.12.2017.
07.08.2017 на указанный контракт в филиале РРУ ПАО "МИнБанк" (далее -уполномоченный банк) был оформлен паспорт сделки N 17080001/0912/0048/2/1 (далее - ПС).
После вступления в силу 01.03.2018 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) ПАО "МИнБанк" продолжил обслуживание Контракта с присвоением ему уникального номера контракта 17080001/0912/0048/2/1 (далее -УНК).
Согласно ведомости банковского контроля с УНК 17080001/0912/0048/2/1 (далее - ВБК), в рамках исполнения обязательств по указанному Контракту ООО "АЗК" были перечислены денежные средства в адрес нерезидента в виде предварительной оплаты за товары следующими платежами:
1. от 08.08.2017 на сумму 250 000 000 рублей;
2. от 10.08.2017 на сумму 250 000 000 рублей;
3. от 11.10.2017 на сумму 50 000 000 рублей;
4. от 13.11.2017 на сумму 125 000 000,00 рублей.
Итого сумма денежных средств, перечисленных ООО "АЗК" на счета нерезидента, в счет исполнения обязательств по Контракту, составила 675 000 000 рублей.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2017 к Контракту, "поставка (отгрузка) товара производится продавцом в срок до 30.07.2018 включительно". Согласно пункту 2 указанного дополнительного соглашения, "Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.07.2018".
28.06.2018 сторонами было заключено дополнительное соглашение N 4 от 28.06.2018, согласно которому поставка (отгрузка) товара осуществляется до 31.12.2018; срок действия контракта- 31.12.2018.
Согласно Разделу III "Сведения о подтверждающих документах" ВБК N 17080001/0912/0048/2/1, в счет исполнения обязательств по указанному Контракту ООО "АЗК" в период с 03.05.2018 по 02.11.2018 были получены Товары на общую сумму 159 582 800,00 рублей.
14.12.2018 ООО "АЗК" и компания "ТОО "AIC-IN VEST" заключили Дополнительное соглашение N 5 от 14.12.2018 к Контракту в редакции которого пункт 5.1 раздела 5 "Условия и сроки поставки товара" изложен следующим образом: "Поставщик обязуется поставить Товар в срок до 31.07.2019 включительно".
Однако в установленный контрактом (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.12.2018) срок (по состоянию на 31.07.2019) ООО "АЗК" не был получен товар, либо возврат перечисленных нерезиденту за него денежных средств.
01.08.2019 ООО "АЗК" и компания "ТОО "AIC-INVEST" заключили дополнительное соглашение N 6 от 01.08.2019, в пункте 5.1 которого изложили следующее: "Поставщик обязуется поставить Товар в срок не позднее 31.08.2034 включительно, в соответствии с графиком поставки". Согласно пункту 6 указанного дополнительного соглашения, "Дополнительное соглашение вступает в действие с даты его подписания". В соответствии с отметкой "Дата подписания" в указанном дополнительном соглашении датой его подписания сторонами является 12.08.2019. Таким образом, дополнительное соглашение N 6 от 01.08.2019 вступило в законную силу только 12.08.2019, то есть по истечении ранее установленного контрактом (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.12.2018) срока (т. 1 л.д. 132).
Согласно ВБК с УНК 17080001/0912/0048/2/1, сформированной на 11.01.2021, полученной в приложении к письму Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области, сальдо расчетов по указанному Контракту составило 515 417 200,00 рублей в отрицательном значении.
На основании изложенного, и с учетом того, что по состоянию на 31.07.2019 не был получен товар, либо не произведен возврат перечисленных нерезиденту за него денежных средств в размере 515 417 200 рублей, административный орган пришел к выводу, что ООО "АЗК" не исполнена обязанность, установленная пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
По данному факту 10.02.2021 в отношении ООО "АЗК" главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Ростовской таможни И.В. Бакаевой составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-602/2021.
25.02.2021 начальником Ростовской таможни вынесено постановление N 10313000-602/2021 о назначении административного наказания, которым ООО "АЗК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ввиду не соблюдения требований п. 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 15 462 516 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено названным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно письму Генеральной прокуратуры РФ от 22.06.2006 47-13-06 частью 4 и частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств. Поэтому в указанных случаях правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности, независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола.
В соответствии с Разъяснениям по вопросам квалификации нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, а также осуществления административного производства по делам об административных правонарушениях, связанных с их неисполнением, направленными в таможенные органы письмом ФТС России от 01.03.2017 N 01-11/09438 "О разъяснении решения коллегии ФТС России" (далее - Разъяснения ФТС России), если товары не ввезены в РФ (не полученные в РФ) в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), а в случае, если договором данные сроки не установлены, - на момент окончания срока действия такого договора (контракта), резидент обязан обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках.
Срок возврата денежных средств за непоставленные на территорию Российской Федерации (неполученные на территории Российской Федерации) товары контрактом не установлен. Согласно условиям Дополнительного соглашения N 5 от 14.12.2018 к Контракту, "срок поставки Товара по Контракту и срок действия Контракта установлен до 31.07.2019". Следовательно, контрольный срок для возврата денежных средств является 31.07.2019.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, денежные средства в размере 515 417 200 рублей перечисленные нерезиденту - компании ТОО "AIC-IN VEST", Казахстан, на основании контракта N АИК-07/08/17-АЗК от 07 августа 2017 года в установленный контрактом, с учетом дополнительных соглашений, срок - до 31.07.2019 не были возвращены в Российскую Федерацию.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
ООО "АЗК", будучи резидентом РФ, как лицо, являющееся покупателем по внешнеторговому контракту, заключенному с "ТОО "AIC-INVEST" (нерезидентом) и не обеспечившее поступление валюты в пределах установленного контрактом срока, уплаченной за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имея возможность для обеспечения получения от нерезидента денежных средств, уплаченных за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности к установленному сроку.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что контракт N АИК-07/08/17-АЗК от 07.08.2017 является действующим и срок исполнения обязательств не наступил.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с Разъяснениями ФТС России, продление контрактных сроков получения денежных средств за не ввезенные товары путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии нарушения требования части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ о репатриации (получении) иностранной валюты и валюты РФ от внешнеторговой деятельности в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.
Как следует из материалов дела, ООО "АЗК" и компания "ТОО "AIC-INVEST" неоднократно, путем заключения дополнительных соглашений к контракту, продлевали срок исполнения обязательств по контракту вплоть до 2034 года. Однако срок исполнения обязательств по контракту был прерван 31.07.2019, в силу того, что дополнительное соглашение N 6 от 01.08.2019 заключено позднее первоначального срока действия контракта (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.12.2018). Таким образом, ООО "АЗК" в соответствии с условиями контракта (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.12.2018) в срок до 31.07.2019 включительно обязано было обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию РФ товары.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Назначение обществу наказания в виде административного штрафа в размере 3 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора, т.е. 15 462 516 рублей 00 коппек, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для замены наказания назначенного в виде штрафа на предупреждение отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку вменяемое правонарушение создает угрозу экономической безопасности государства, оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Согласно постановлению от 25.02.2021 N 10313000-602/2021 в ходе рассмотрения административного дела таможней обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен в минимальном размере санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в размере трех процентов суммы 515 417 200 рублей - 15 462 516 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2021 по делу N А53-6245/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6245/2021
Истец: ООО "АЗОВСКАЯ ЗЕРНОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ