г. Краснодар |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А32-15830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Алексеева Р.А.,
судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х.,
при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурма Н.А. (доверенность от 15.12.2020), от ответчика - акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Балозян А.В. (доверенность от 06.11.2020), Воронцовой О.Н. (доверенность от 22.10.2020),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А32-15830/2020,
установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АО "Транснефть-Терминал" (далее - общество) о взыскании 71 928 рублей платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 4011 рублей 99 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 24.03.2020 по день фактической уплаты долга.
Решением от 18.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что заключенным сторонами договором предусмотрена обязанность перевозчика обеспечивать подачу вагонов локомотивом непосредственно к фронтам погрузки/выгрузки, а не на выставочные пути, в решении указано на подачу/уборку вагонов на выставочные пути. Кроме того, судами не учтено, что в пояснениях от 15.07.2020 ответчик частично признал иск в размере 42 879 рублей 40 копеек. По мнению заявителя, подписание актов общей формы с возражениями не является основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Нахождение вагонов на путях общего пользования происходило по причинам, зависящим от ответчика в спорный период, в связи с занятостью путей необщего пользования иными вагонами, вследствие неполучения от грузополучателя уведомления о готовности вагонов к подаче (приему ответчиком) и пользования ответчиком инфраструктуры истца.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, железная дорога и общество заключили договор от 16.04.2015 N 229/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Грушевая СКЖД.
В пункте 15 договора стороны предусмотрели внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от общества, по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Как указал истец, на железнодорожных путях общего пользования станции с 03.04.2019 по 18.08.2019 простаивали вагоны, адресованные обществу, по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), что подтверждается актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, накопительными ведомостями, памятками приемосдатчика, дорожными ведомостями, книгами уведомлений о прибытии грузов.
За время нахождения задержанных вагонов на путях общего пользования железная дорога начислила обществу плату в размере 71 928 рублей по ставкам Тарифного руководства.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска по результатам исследования и оценки доказательств, применив к спорным правоотношениям статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункты 4.1, 4.5 - 4.7 Правил N 26, пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, пункт 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, утвержденного приказом МПС РФ от 23.09.2003 N 67, а также условия договора от 16.04.2015 N 229/2.
В силу статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили, что в спорном договоре стороны согласовали конкретные пути и конкретные эстакады путей необщего пользования, на которые подлежали доставке вагоны с конкретным грузом. Уборка и подача вагонов на путь необщего пользования осуществляется двумя локомотивом перевозчика. Путь необщего пользования N 8 относится к путям станции. Общество является единственным пользователем пути при станции Грушевая. На территории общества имеются три эстакады, шесть путей необщего пользования, которые присоединяются к пути N 8. Слив нефтепродуктов производится на эстакаде N 3 вагонов, поданных по путям N 23 и 23; налив - на эстакадах N 1 (вагонов поданных по путям 16, 17) и N 2 (вагонов поданных по путям N 14, 15). Общая вместимость путей N 22 и 23 по 30 вагонов каждый, путей N 14 и 15 - по 32 вагона каждый; вместимость станции - 360 вагонов. Из анализа ведомостей уборки вагонов по наличию свободных путей необщего пользования следует, что в момент составления спорных актов общей формы железнодорожные пути необщего пользования были свободны, но железная дорога вагоны под выгрузку не подавало. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Проанализировав представленные в дело накопительные ведомости, суды уставили, что перевозчик убирал вагоны позже положенного, а также располагал сведениями о наличии свободных путей необщего пользования для подачи вагонов под выгрузку.
Суды сочли, что в нарушение статей 9, 65 Кодекса железная дорога не доказала, что вагоны, отставленные от движения в пути следования, простаивали на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от общества, и отказали в иске.
Довод о том, что в пояснениях от 15.07.2020 общество признало заявленные требования на 42 879 рублей 40 копеек, отклонен апелляционным судом ввиду отсутствия в тексте представленных ответчиком в обоснование своих возражений документов ссылок на признание иска в порядке статьи 49 Кодекса.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 Кодекса).
Выводы судебных актов по существу рассмотренного спора должны основываться на анализе доказательств, представленных сторонами, и содержать, помимо прочего, мотивы, по которым отвергнуты доказательства, а также отклонены доводы лиц, участвующих в деле (статьи 15, 71, 169 и 271 Кодекса).
В нарушение указанных норм суды первой и апелляционной инстанций не оценили представленные обществом письменные пояснения от 15.07.2020 и контррасчет (с указанием периодов простоя и размеров платы), в которых со ссылкой на ошибочность произведенного истцом расчета платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ответчик признавал факт простоя на вагонов на путях общего пользования.
Поскольку суды не исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения названных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А32-15830/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска по результатам исследования и оценки доказательств, применив к спорным правоотношениям статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункты 4.1, 4.5 - 4.7 Правил N 26, пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, пункт 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, утвержденного приказом МПС РФ от 23.09.2003 N 67, а также условия договора от 16.04.2015 N 229/2.
...
Выводы судебных актов по существу рассмотренного спора должны основываться на анализе доказательств, представленных сторонами, и содержать, помимо прочего, мотивы, по которым отвергнуты доказательства, а также отклонены доводы лиц, участвующих в деле (статьи 15, 71, 169 и 271 Кодекса).
В нарушение указанных норм суды первой и апелляционной инстанций не оценили представленные обществом письменные пояснения от 15.07.2020 и контррасчет (с указанием периодов простоя и размеров платы), в которых со ссылкой на ошибочность произведенного истцом расчета платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ответчик признавал факт простоя на вагонов на путях общего пользования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2021 г. N Ф08-6708/21 по делу N А32-15830/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18161/2023
29.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15830/20
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6708/2021
30.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3853/2021
18.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15830/20