г. Краснодар |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А18-1260/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ИНН 0602015269, ОГРН 1020600985503) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А18-1260/2021, установил следующее.
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - фонд, отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к ГБУЗ "Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее - учреждение) о взыскании 434 500 рублей финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 24.05.2021 суд удовлетворил заявленное отделением требование. Решение мотивировано тем, что дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь и июль 2020 года представлены учреждением после получения уведомления пенсионного фонда о выявлении несоответствия в представленных ранее сведениях.
Постановлением от 13.08.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 24.05.2021 и отказал в удовлетворении заявленного фондом требований. Постановление апелляционной инстанции мотивировано отсутствием оснований для взыскания с учреждения спорных финансовых санкций, ввиду отсутствия совершения обществом правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений.
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.08.2021, оставить в силе решение суда от 24.05.2021. Заявитель кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), которая на момент рассмотрения апелляционной жалобы утратила силу, в связи вступлением в силу Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н). Представление учреждением дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь и июль 2020 года не может рассматриваться как исправление учреждением ранее представленных сведений за указанный период, поскольку эти сведения ранее не представлялись и являются новыми. Суд апелляционной инстанции не учел положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение представило в фонд исходные формы СЗВ-М на застрахованных лиц за июнь 2020 года - 10.07.2020, за июль 2020 года - 04.08.2020.
Фонд провел проверку в отношении учреждения по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и установил, что учреждение представило в фонд сведения персонифицированного учета не обо всех работающих у него застрахованных лицах.
В связи с выявленными нарушениями фонд по телекоммуникационным каналам связи 18.09.2020 направил учреждению уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда за июль, июль 2020 года, которые получены учреждением 18.09.2020.
В тот же день (18.09.2020) учреждение представило фонду по телекоммуникационным каналам связи дополняющие формы СЗВ-М за июнь, июль 2020 года на застрахованных лиц, ранее не названных в указанных формах отчетности (за июнь 2020 года на 434 застрахованных лица; за июль 2020 года на 435 застрахованных лиц).
По результатам проверки фонд составил акты от 23.09.2020 N 089S18200002801, N 089S18200002808 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившемся в предоставлении сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за июнь, июль 2020 года с нарушением срока, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ и принял решения от 21.10.2020 N 089S19200003208, 089S19200003210 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций.
Фонд направил в адрес учреждения требования об уплате финансовых санкций в срок до 03.08.2020 N 089S01200003215, 089S01200003211 которые учреждение в установленный срок не исполнило.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения отделения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд первой инстанции, со ссылкой на статьи 11, 17 Закона N 27-ФЗ, статью 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 01.01.2017, Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", статью 57 Конституции Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности заявленного фондом требования.
Повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с привлечением учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 24.05.2021 и отказал в удовлетворении заявленного отделением требования.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются и уплачиваются страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорном периоде, на страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы): 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, действовавшая в спорном периоде, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н, подлежавшей применению на момент подачи обществом исходных форм отчетности СЗВ-М за июнь, июль 2020 года, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В силу пункта 40 Инструкции N 211н (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N 58956), за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются. В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведений ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющими у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Из системного толкования приведенных норм следует, что состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
Как видно из материалов дела, установив, что дополнительно представленные учреждением по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь (434 застрахованных лица), июль (435 застрахованных лиц) 2020 года не отражены в первоначальных сведениях за указанный период, фонд сделал вывод о представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль 2020 года и наличии оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, установил, что учреждение дополнило ранее представленные сведения по формам СЗВ-М за июнь, июль 2020 года в течение пяти дней со дня получения соответствующих уведомлений фонда о выявленных ошибках (дополнительные сведения представлены учреждением в день получения уведомления фонда).
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что получив уведомления отделения и, устранив выявленные фондом расхождения до истечения установленного законом пятидневного срока, учреждение реализовало право на исправление представленных сведений, что исключает применение к нему финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначально поданных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку (в пределах установленного срока) и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, сведения о которых первоначально не подавались.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, в данном случае, обоснованно не принял довод отделения о том, что в дополняющих формах СЗВ-М за июнь, июль 2020 года учреждение не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах, в связи с чем не может быть освобождено от ответственности, как основанный на ошибочном толковании норм права.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае устранения ими допущенных ошибок, после получения уведомления фонда, в пределах установленного срока, что позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Такой правоприменительный подход, отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Суд кассационной инстанции не принял, как не имеющий правового значения, довод фонда о том, что суд апелляционной инстанции ошибочно применил положения Инструкции N 766н, которая на момент рассмотрения апелляционной жалобы утратила силу.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А18-1260/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, установил, что учреждение дополнило ранее представленные сведения по формам СЗВ-М за июнь, июль 2020 года в течение пяти дней со дня получения соответствующих уведомлений фонда о выявленных ошибках (дополнительные сведения представлены учреждением в день получения уведомления фонда).
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что получив уведомления отделения и, устранив выявленные фондом расхождения до истечения установленного законом пятидневного срока, учреждение реализовало право на исправление представленных сведений, что исключает применение к нему финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
...
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае устранения ими допущенных ошибок, после получения уведомления фонда, в пределах установленного срока, что позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Такой правоприменительный подход, отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф08-10771/21 по делу N А18-1260/2021