г. Краснодар |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А20-387/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Темукуева Ибрагима Магомедовича (ИНН 070602963236, ОГРНИП 310072034800029 1167746825641) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.03.2021 (мотивированное решение от 04.05.2021) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А20-387/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Темукуев Ибрагим Магомедович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727, далее - таможня) от 30.12.2020 N 10801000-3342/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 28.03.2021 (мотивированное решение от 04.05.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2021, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения по статье 16.3 Кодекса, соблюдение сроков и процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что при досмотре не установлено несоответствие качественных характеристик товара предпринимателя заявленным в графе 31 декларации на товары - доски из бука. Предъявленный таможне фитосанитарный сертификат выдан на заявленный предпринимателем товар - доски обрезные из бука уполномоченным государственным органом, который и установил данный товар как "sawn timber of beech" (англ.) - "пиломатериалы из бука". Ответственность за неверное описание товара в фитосанитарном сертификате, если такой факт имел место, не может быть возложена на предпринимателя, который добросовестно предъявил товар уполномоченному органу Российской Федерации - Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, получил на него фитосанитарный сертификат, который и предъявил при таможенном оформлении данного товара. Тот факт, что для таможенных целей предприниматель правомерно классифицировал товар по коду товарной позиции - 4407920000 ТН ВЭД ЕАЭС, не имеет правового значения, таможней не установлено как несоответствие товара заявленному коду ТН ВЭД, так и представленному фитосанитарному сертификату.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 12.11.2021 по данному делу в составе суда в связи с болезнью судьи-докладчика Драбо Т.Н. произведена замена судьи-докладчика: кассационная жалоба передана судье-докладчику Прокофьевой Т.В.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, на таможенный пост 13.11.2020 с целью последующего убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС прибыло транспортное средство марки "МАН", государственный регистрационный номер 72В951-10, полуприцеп 72В952-10 с товаром "доска обрезная из бука". Отправителем и декларантом товара является предприниматель, а получателем - "BAZARGANI MANSOUR CHOOB GILAN" (Иран).
В соответствии с декларацией на товары N 10805010/051120/0061352 перевозчик "Azan Tir Aras" перемещал из Российской Федерации в Исламскую Республику Иран товар - "доски из бука, обрезные, толщиной 40 - 60 мм по ГОСТу 6564-84, распиленные вдоль, необработанные, нешлифованные, не строганные, не лущенные, с торцованными краями, не имеющие соединения в шип, обтесанные, сорт 2 по ГОСТу 6782.2, не сортированы, общим весом брутто 21493 кг, общий объем 32,83 кв. м, код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407920000".
В ходе проведенного таможенного досмотра (АТД N 10801060/151120/001778) таможня установила, что фактический объем товара "доска обрезная из бука", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407920000 не превышает заявленный. Досмотренный товар представляет собой - доску обрезную распиленную вдоль (относится к лесоматериалу), что не соответствует представленному фитосанитарному сертификату N 364070194051120001, в котором товар указан как "пиломатериалы из бука объемом 32,83 кв. м", предъявленному к вывозу с территории ЕАЭС, согласно акту таможенного досмотра.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса, таможня составила в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 16.12.2020 N 10801000-3342/2020 и вынесла постановление от 30.12.2020 N 10801000-3342/2020 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель обжаловал постановление таможни в арбитражный суд.
Определением суда от 04.02.2021 заявление предпринимателя принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Таможенного кодекса лица, определенные данным Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с данным Кодексом для совершения таможенных операций.
Как следует из пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных данным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 84 Таможенного кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу подпунктов 7 и 9 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса, в таможенной декларации, в числе прочих, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, указанные в статье 108 Таможенного кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса).
В силу требований части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 6, 7, 92 Таможенного кодекса, частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 (далее - Правила N 995), пришли к выводу об обязательном предъявлении при вывозе из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями.
Суды указали, что представленный при убытии товара фитосанитарный сертификат N 364070194051120001, в котором товар указан как "пиломатериалы из бука объемом 32,83 кв. м", относится к другим товарам (предъявленный к таможенному досмотру товар представляет собой доску обрезную распиленную вдоль (относится к лесоматериалу)), не подтверждает фитосанитарное состояние товарной партии, перемещаемой предпринимателем, из чего следует, что на товарную партию, в нарушение установленных таможенным законодательством норм не представлен фитосанитарный сертификат, подтверждающий фитосанитарное состояние товарной партии. Несоответствие сведений в представленных декларантом документах фактическим обстоятельствам, установленным в ходе таможенного контроля, является несоблюдением установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации и образует состав административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса.
Вместе с тем судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее - Положение N 318), карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции, утвержденной этим же Решением.
В силу пункта 2.1 Положения N 318 партия подкарантинной продукции - это количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Согласно Перечню подкарантинной продукции лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407, относятся к подкарантинной продукции с высоким санитарным риском при помещении которых в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе таможенного союза, утвержденного Решением N 318, требуется фитосанитарный сертификат.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 (далее - Порядок N 293), фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Как установили суды, 13.11.2020 на таможенный пост с целью последующего убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС прибыло транспортное средство марки "МАН", государственный регистрационный номер 72В951-10, полуприцеп 72В952-10 с товаром "доска обрезная из бука", общим весом брутто 21493 кг, общий объем 32,83 кв. м, код ТН ВЭД ЕАЭС - "4407920000". Товар перемещался из Российской Федерации в Исламскую Республику Иран. Отправителем и декларантом товара является предприниматель, получателем товара является "BAZARGANI MANSOUR CHOOB GILAN". Перевозчик "Azan Tir Aras" представил не только ДТ на товары, но и товаротранспортную накладную CMR N 101938, инвойс от 05.11.2020 N 26/2, фитосанитарный сертификат N 364070194051120001, в котором товар указан как "пиломатериалы из бука объемом 32,83 кв. м".
Выводы судов том, что в ходе таможенного досмотра установлено, что товар соответствует декларации и является лесоматериалом с кодом 4407920000 ТН ВЭД ЕАЭС, сделаны без учета того, что в акте таможенного досмотра от 15.11.2020 N 10801060/151120/001778 отражено, что при вскрытии транспортного средства марки "МАН", государственный регистрационный номер 72В951-10, полуприцеп 72В952-10 в нем обнаружен пиломатериал, упакованный в 16 пачек, внутри которых находятся доски обрезные распиленные вдоль, необработанные, нешлифованные, нестроганные, нелущенные, с торцованными краями, не имеющие соединение в шип, обтесанные. В результате таможенного досмотра установлено: "Описание и характеристики товара" - доски из бука, "Вес товара" - 21 493, а не лесоматериал.
Фактически выводы судов основаны только на различии в наименовании вывозимой продукции, указанном в фитосанитарном сертификате ("Пиломатериалы из бука"), и предусмотренном конкретным кодом ТН ВЭД, указанным в таможенной декларации ("Лесоматериалы из бука").
Подобное толкование, а также отсутствие оценки части юридически значимых обстоятельств дела основано на существенном нарушении норм материального и процессуального права, которое повлияло на исход дела и привело к принятию незаконных судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 и части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Суд первой инстанции установил, что в пункте 1 контракта от 02.09.2020 N 26 предмет контракта - пиломатериалы из бука (код ОКПД2: 16.10.10.122).
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", введен с 01.02.2014 и входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Согласно ОКПД 2 пиломатериалы из бука (код ОКПД 2: 16.10.10.122) хотя и выделены в отдельную подкатегорию "Пиломатериалы лиственных пород", тем не менее входят в подкласс 16.1 класса "Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения" и группу 16.10 "Лесоматериалы, распиленные и строганные".
В свою очередь код 16.10.10.122 ОКПД 2 распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 N 1047-р включен в Перечень древесины и продукции ее переработки, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Этим же распоряжением утвержден и Перечень древесины и продукции ее переработки, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которым предусмотрен в товарной позиции 4407 "Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм" код 4407 92 000 0 "из бука (Fagus spp.)".
Порядок N 293 определяет правила рассмотрения заявлений на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче фитосанитарного сертификата федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - уполномоченный орган).
Фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации (пункт 2 Порядка N 293).
Для выдачи фитосанитарного сертификата физические и юридические лица подают заявление по рекомендуемым образцам, а также копию договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта); заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции (пункт 8 Порядка N 293).
Фитосанитарный сертификат выдается уполномоченным органом или территориальным подразделением уполномоченного органа на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. С целью оформления карантинного сертификата заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции может быть оформлено на весь объем однородной подкарантинной продукции, хранящейся в одном месте, без дополнения ее объема. Срок действия заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой продукции истекает с даты ее вывоза (перемещения) с места хранения. В целях подготовки заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом уполномоченного органа не позднее чем через 7 рабочих дней после получения соответствующего обращения заявителя (пункт 11 Порядка N 293).
Фитосанитарное свидетельство, представленное предпринимателем, содержит наряду с заполненными графами "Экспортер и его адрес", "Заявленный получатель и его адрес", "Количество мест груза и описание упаковки", "Наименование продукции и заявленное количество", "Ботаническое название растений" информацию о транспортном средстве в графе "Заявленный способ транспортировки".
С учетом изложенного суды не выяснили, производился ли фитосанитарный контроль по представленному фитосанитарному сертификату в отношении спорной партии продукции предпринимателя, не установили возможность (невозможность) идентификации товара на основании указанных в декларации и фитосанитарном сертификате перевозочных транспортных средств, ботанического названия и объема вывозимого товара.
Кроме того, из пункта 16 Порядка N 293, следует, что фитосанитарный сертификат может быть переоформлен.
В декларации на товары указано "Выпуск товаров разрешен 06.11.20", т. е. на следующий день после подачи данной декларации. В материалах административного производства отсутствуют сведения о выпуске продукции с рассматриваемым или переоформленным на основании прежних мероприятий фитосанитарным сертификатом, равно как и с новым сертификатом, выданным на основании вновь проведенных мероприятий карантинного контроля.
Поскольку суды нарушили нормы материального права, неправильно установили предмет доказывания по делу, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушение судов носит существенный характер (повлияли на исход дела) и без устранения данных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд кассационной инстанции на основании части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить судебные акты. Восстановление и защита прав и законных интересов предпринимателя в сфере экономической деятельности возможно лишь при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.03.2021 (мотивированное решение от 04.05.2021) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А20-387/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фитосанитарный сертификат выдается уполномоченным органом или территориальным подразделением уполномоченного органа на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. С целью оформления карантинного сертификата заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции может быть оформлено на весь объем однородной подкарантинной продукции, хранящейся в одном месте, без дополнения ее объема. Срок действия заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой продукции истекает с даты ее вывоза (перемещения) с места хранения. В целях подготовки заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом уполномоченного органа не позднее чем через 7 рабочих дней после получения соответствующего обращения заявителя (пункт 11 Порядка N 293).
Фитосанитарное свидетельство, представленное предпринимателем, содержит наряду с заполненными графами "Экспортер и его адрес", "Заявленный получатель и его адрес", "Количество мест груза и описание упаковки", "Наименование продукции и заявленное количество", "Ботаническое название растений" информацию о транспортном средстве в графе "Заявленный способ транспортировки".
С учетом изложенного суды не выяснили, производился ли фитосанитарный контроль по представленному фитосанитарному сертификату в отношении спорной партии продукции предпринимателя, не установили возможность (невозможность) идентификации товара на основании указанных в декларации и фитосанитарном сертификате перевозочных транспортных средств, ботанического названия и объема вывозимого товара.
Кроме того, из пункта 16 Порядка N 293, следует, что фитосанитарный сертификат может быть переоформлен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2021 г. N Ф08-9776/21 по делу N А20-387/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7149/2022
17.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2409/2021
14.03.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-387/2021
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9776/2021
30.07.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2409/2021
04.05.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-387/2021