г. Краснодар |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А15-4916/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" (ИНН 0504007069, ОГРН 1030500606091) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А15-4916/2019, установил следующее.
ГБУ Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2019 N 46 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного учреждением требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях учреждения состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения учреждения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам дела. По мнению учреждения, суды не учли, что даты и время, указанные в акте проверки от 04.07.2019 N 28 и протоколе об административном правонарушении от 04.07.2019 N 64, свидетельствуют о том, что представители управления не проводили проверку в месте совершения административного правонарушения; по результатам проверки, оформленной актом от 04.07.2019 N 28 и постановлением от 23.07.2019 N 50, учреждение уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса. В акте проверки от 04.07.2019 N 28, протоколе об административном правонарушении от 04.07.2019 N 64 и оспариваемом постановлении не указано, что на момент проверки в учреждении применялись не соответствующие обязательным требованиям средства измерения в количестве 70 единиц и их конкретные наименования. Суды сослались на инвентарные ведомости, которые не указаны в акте проверки от 04.07.2019 N 28.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 08.05.2019 N 01-30/463 управление в присутствии главного врача Мурсалова М.С. и главной медсестры Шуаевой М.Ш. провело плановую выездную проверку учреждения, в ходе которой установило, что в нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) и Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815), учреждение допустило применение не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений в количестве 1-й единицы в своем структурном подразделении - Ялакском фельдшерском пункте, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Ахтынский район, с. Ялак.
Зафиксировав выявленное нарушение в акте от 04.07.2019 N 28, управление составило протокол об административном правонарушении от 04.07.2019 N 64 (в качестве приложений к протоколу об административном правонарушении указаны, в том числе, протокол проверки применения средств измерений от 01.07.2019, инвентарная ведомость) и постановлением от 23.07.2019 N 46 привлекло учреждение к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В суде первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.19 Кодекса, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные, в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений, юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Суды указали, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ учреждение, осуществляя деятельность больничных организаций, выполняет измерения, относящиеся к сферам государственного регулирования обеспечения единства измерений: "Здравоохранение", "Безопасность при эксплуатации опасного производственного объекта" и "Торговля и товарообменные операции". Однако в нарушение требований части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 учреждение допустило применение в своем структурном подразделении - Ялакском фельдшерском пункте, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Ахтынский район, с. Ялак, не прошедшего в установленном порядке поверку средства измерения - датчика температуры (термодатчик) ТМ в составе стерилизатора воздушного ГП-40 (инвентарный номер 09.04.2008 N 000000000000308).
Учреждение документально не опровергло выводы судов первой и апелляционной инстанции и, заявив о том, что управление не проводило проверку по месту расположения структурного подразделения учреждения (Республика Дагестан, Ахтынский район, с. Ялак), а провело проверку по месту нахождения учреждения (Республика Дагестан, Ахтынский район, село Ахты), не представило суду доказательства того, что средство измерения, используемое Ялакским фельдшерским пунктом (датчик температуры (термодатчик) ТМ в составе стерилизатора воздушного ГП-40) поверено в установленном законом порядке, и на момент проводимой управлением проверки учреждение располагало соответствующими документами (подлинными экземплярами или копиями) в подтверждение этого факта, однако не могло их представить ввиду отсутствия в месте проводимой управлением проверки.
Суды отметили, что целью поверочных действий является подтверждение пригодности средств измерений к применению. Непрохождение данной процедуры обоснованно ставит под сомнение исправность технического состояния средства измерения и его допустимость к применению в той или иной сфере государственного регулирования. Средства измерений, не прошедшие поверку в установленном законом порядке, не могут обеспечить достоверные результаты измерений и соответствующие установленным обязательным метрологическим характеристикам показатели точности измерений, необходимые при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, осуществлении деятельности в области здравоохранения, обеспечении безопасности дорожного движения.
Применение медицинским учреждением (в данном случае - структурным подразделением учреждения - Ялакским фельдшерским пунктом) неповеренного средства измерения (датчика температуры (термодатчик) ТМ в составе стерилизатора воздушного ГП-40) не позволяет обеспечить достоверные результаты измерений и соответствующие установленным обязательным метрологическим характеристикам показатели точности измерений, необходимые при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, осуществлении деятельности в области здравоохранения. Тогда как периодическая поверка дает возможность безопасно эксплуатировать системы, которые оснащены средствами измерений. Периодическую поверку средств измерений следует проводить для получения верных показаний прибора и обеспечения безопасности, в том числе, сотрудников данного подразделения.
Суды обоснованно исходили из того, что факт совершения учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса, подтвержден материалами дела об административном правонарушении, представленными в материалы дела доказательствами и документально учреждением не опровергнут.
Суды правильно указали, что вина учреждения заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.19 Кодекса. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые учреждение не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Довод о том, что учреждение совершило единое многоэпизодное правонарушение, за которое должно быть назначено одно наказание, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в данном случае каждое из выявленных правонарушений является самостоятельным, совершено при использовании в разных структурных подразделениях учреждения разных средств измерений, не прошедших поверку в соответствии с Законом N 102-ФЗ и Порядком N 1815.
Суд апелляционной инстанции указал, что аналогичные правонарушения совершены учреждением по месту расположения и других его структурных подразделений в селах Гдым, Хкем, Фий, Смугул, Зрых, Хрюг, Луткун, Калук, Кака, Джаба, Курукал Ахтынского района Республики Дагестан (участковые больницы, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории), и мотивированно отклонил довод учреждения о том, что по результатам одной проверки (оформленной актом от 04.07.2019 N 28) постановлением управления от 23.07.2019 N 50 учреждение уже привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса, и повторному привлечению к ответственности за одно и то же правонарушение не подлежит.
Учитывая установленные по данному делу обстоятельства, связанные с применением учреждением при выполнении измерений в структурном подразделении учреждения - Ялакском фельдшерском пункте, относящихся к сферам государственного регулирования обеспечения единства измерений, не прошедшим в установленном порядке поверку средством измерения, суды сделали обоснованный вывод о том, что выявленное при проверке учреждения указанное правонарушение является самостоятельным, в связи с чем учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса.
Данный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации (определения от 09.06.2021 N 308-ЭС21-8210 (дело N А15-4910/2019).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Глава 4 Кодекса определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как видно из материалов дела, учреждение допустило нарушения требований Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 в разных структурных подразделениях, расположенных по разным адресам и в отношении различных средств измерений (один из которых используется в Ялакском фельдшерском пункте), то есть совершило несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Вывод судебных инстанций о законности оспариваемого заявителем постановления управления основан на исследовании и оценке материалов проверки учреждения относительно находившегося на момент проверки в Ялакском фельдшерском пункте (структурное подразделение учреждения) средства измерения, не поверенного в установленном законом порядке, протокола об административном правонарушении от 04.07.2019 N 64, а также доводов участвующих в деле лиц и является правильным.
Доказательства того, что в Ялакском фельдшерском пункте, отсутствовало средство измерения, подлежащее поверке или оно было поверено на дату проверки, учреждение не представило, тогда как управление доказало, что на момент проверки в Ялакском фельдшерском пункте установлено наличие средства измерения в количестве одной единицы, не прошедшее поверку в установленном законом порядке.
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения учреждения к административной ответственности. Доказательства обратного учреждение не представило.
Доводы учреждения о допущенных административным органом при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении нарушениях получили надлежащую оценку судебных инстанций.
Основания для признания совершенного учреждением административного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса, суды не усмотрели.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов учреждения.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А15-4916/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
...
Как видно из материалов дела, учреждение допустило нарушения требований Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 в разных структурных подразделениях, расположенных по разным адресам и в отношении различных средств измерений (один из которых используется в Ялакском фельдшерском пункте), то есть совершило несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф08-11823/21 по делу N А15-4916/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11823/2021
26.07.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1930/2021
23.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4916/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4916/19