г. Краснодар |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А32-51215/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании представителя истца - Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Залюбовского М.В. (доверенность от 30.06.2021), в отсутствие ответчиков: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2021 по делу N А32-51215/2020, установил следующее.
ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706007:528, реестровой ошибкой, указав, что судебный акт по настоящему делу служит основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы указанного земельного участка, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:235, и осуществления управлением учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706007:528 в представленных координатах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю".
Решением от 30.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.07.2021, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что в границах земельного участка 23:39:0706007:528 выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854, а именно: укрепление обочин, которые в силу закона являются неотъемлемой составной частью автомобильной дороги и не могли входить в территорию данного участка. Согласно справке кадастрового инженера от 16.07.2020 N 1/16072020, уточняемый земельный участок (23:39:0710002:235) граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:39:0706007:528. Часть границы является общей только для двух участков 23:39:0706007:528 и 23:39:0710002:235, следовательно, права иных землепользователей не затрагиваются. Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка (23:39:0706007:528) целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой (23:39:0710002:235). Такое исправление возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц (их представителей) в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706007:528, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:235, в соответствии с которым надлежит установить смежную границу указанных земельных участков. Требования учреждения направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении земельных участков. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах участков, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с границами на местности. Оформление участка под недвижимым имуществом, не принадлежащим департаменту, не порождает возникновение у последнего прав и обязанностей в отношении такого имущества.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 30.04.2021 и апелляционное постановление от 18.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что сведения о наличии реестровой ошибки при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:235 отсутствуют, не подтверждены. По имеющимся данным земельный участок с кадастровым номером 23:39:0706007:528 поставлен на государственный кадастровый учет с уточненными границами и площадью 9490 кв. м. В случае удовлетворения заявленных требований площадь земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706007:528 уменьшится на 9 кв. м и составит 9481 кв. м. Пересечение границ земельных участков, установленное кадастровым инженером, свидетельствует о наличии спора о праве, подлежащего разрешению в ином порядке.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель учреждение поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные, участвующие в деле лица, явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:235, который закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный участок занят автомобильной дорогой А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск (км 19+800 - км 50+683; км 80+825 - км 82+654; км 88+842 - км 112+023; км 112+023 - км 132+854).
Для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе земельного участка (23:39:0710002:235), учреждение и ООО "ГЕО Инвест-Информ" заключили государственный контракт от 02.09.2019 N 824.
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (23:39:0710002:235) установлена необходимость согласования смежных границ земельного участка (23:39:0706007:528), который принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (выписка из ЕГРН от 25.08.2019 N 99/2019/280193765).
Письмом от 04.03.2020 учреждение в целях согласования границ земельных участков направило департаменту межевые планы и акты согласования (вручено адресату 10.03.2020).
Письмом от 24.03.2020 N 52-11942/20-37-05 департамент отказал в согласовании границ смежных земельных участков, что и послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В абзаце третьем пункта 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В рассматриваемом случае надлежит руководствоваться положениями названного Закона N 218-ФЗ о государственном кадастровом учете (статьи 1, 8), об особенностях осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков (статья 43), а также об исправлении ошибок, содержащихся в ЕГРН (статья 61).
В силу части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу норм статьи 61 Закона N 218-ФЗ ошибкой в кадастре (реестре) является несоответствие информации, содержащейся в кадастре (то есть юридических сведений об объекте) фактическим характеристикам земельного участка, при внесении соответствующих сведений в кадастр (публичный реестр).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения, прочие.
Согласно экспертному заключению ООО "ГЕО Инвест-Информ" от 27.11.2019 в границах земельного участка (23:39:0706007:528) выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854, а именно: укрепление обочин. Экспертом определен способ исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка (23:39:0706007:528), а также каталог координат границ участков (23:39:0706007:528) и (23:39:0710002:235). В справке кадастрового инженера от 16.07.2020 N 1/16072020 содержатся сведения о том, что уточняемый земельный участок (23:39:0710002:235) граничит со смежным земельным участком (23:39:0706007:528). Часть границы является общей только для данных участков (не является общей смежной границей для иных земельных участков).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что в границах земельного участка 23:39:0706007:528 расположено имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, учитывая недоказанность правовых оснований для отнесения спорной части земельного участка 23:39:0706007:528 к региональному уровню собственности и нарушений прав иных землепользователей, суды удовлетворили заявленные требования.
Поскольку спор в отношении смежной границы исследуемых земельных участков разрешен, устранена правовая неопределенность, принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд кассационной инстанции признает выводы предыдущих судебных инстанций обоснованными. Фактически судами разрешен спор об установлении границ земельных участков (межевой спор) по координатам характерных точек, определенных экспертным путем.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2021 по делу N А32-51215/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения, прочие.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что в границах земельного участка 23:39:0706007:528 расположено имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, учитывая недоказанность правовых оснований для отнесения спорной части земельного участка 23:39:0706007:528 к региональному уровню собственности и нарушений прав иных землепользователей, суды удовлетворили заявленные требования.
...
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф08-10363/21 по делу N А32-51215/2020