г. Краснодар |
|
03 декабря 2021 г. |
Дело N А32-40955/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Гнедаша А.Е. (доверенность от 16.12.2020), в отсутствие ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-40955/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.03.2018 N 20503-17-00420206-1.
Решением суда от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2021, иск удовлетворен.
Министерство обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и отказать в иске.
Заявитель ссылается на то, что возможность фактического присоединения объекта к электрическим сетям возникает только после завершения строительных работ. Поскольку в структуре министерства отсутствует подразделение, к компетенции которого относится разработка проектно-сметной документации и строительство, закупка соответствующих работ производится в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), что требует значительных временных затрат. Срок выполнения технических условий - не более одного года, что не позволяет министерству исполнить принятые на себя обязательства. Довод истца о том, что расторжение договоров позволит получить прибыль за счет реализации высвободившейся мощности, не обоснован, так как ответчиком оплата по спорным договорам произведена в полном объеме.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.03.2018 общество (сетевая организация) и министерство (заявитель) заключили договор N 20503-17-00420206-1 на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя на участках автомобильной дороги. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора (пункт 5 договора).
Общество выдало министерству технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Ссылаясь на неисполнение министерством договора по выполнению мероприятий по технологическому присоединению электрических сетей в пределах границ участков заявителя и надлежащему уведомлению сетевой организации о выполнении технических условий, общество обратилось к министерству с требованием о расторжении договоров.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, статьями 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суды отклонили ссылку министерства на длительность процедуры исполнения краевой государственной программы строительства автомобильной дороги, длительность разработки и согласования проектной документации, поскольку данные обстоятельства были известны министерству как профессиональному участнику закупок для государственных нужд, не освобождают заказчика от необходимости выполнения своих обязательств по договорам технологического присоединения и не исключают право другой стороны договора требовать расторжения договоров.
Закон N 44-ФЗ допускает внесение изменений в контракт как на стадии заключения, так и на стадии исполнения при соблюдении определенной процедуры и условий, законодательные запреты на внесение изменений в спорный договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для ответчика отсутствуют. Министерство документально не подтвердило принятия мер для продления сроков технических условий и сроков выполнения им мероприятий по технологическому присоединению.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения заказчиком технических условий, а также доказательств продления сроков выполнения технических условий, требование о расторжении контракта судами признано обоснованным, так как длительное неисполнение заказчиком обязательств по выполнению мероприятий, указанных в технических условиях, является существенным нарушением условий контракта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа признает, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора, им дана правовая оценка, приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в обжалуемых судебных актах мотивов, по которым они приняты или отклонены, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 по делу N А32-40955/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель ссылается на то, что возможность фактического присоединения объекта к электрическим сетям возникает только после завершения строительных работ. Поскольку в структуре министерства отсутствует подразделение, к компетенции которого относится разработка проектно-сметной документации и строительство, закупка соответствующих работ производится в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), что требует значительных временных затрат. Срок выполнения технических условий - не более одного года, что не позволяет министерству исполнить принятые на себя обязательства. Довод истца о том, что расторжение договоров позволит получить прибыль за счет реализации высвободившейся мощности, не обоснован, так как ответчиком оплата по спорным договорам произведена в полном объеме.
...
Закон N 44-ФЗ допускает внесение изменений в контракт как на стадии заключения, так и на стадии исполнения при соблюдении определенной процедуры и условий, законодательные запреты на внесение изменений в спорный договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для ответчика отсутствуют. Министерство документально не подтвердило принятия мер для продления сроков технических условий и сроков выполнения им мероприятий по технологическому присоединению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2021 г. N Ф08-10645/21 по делу N А32-40955/2020