г. Краснодар |
|
06 декабря 2021 г. |
Дело N А53-8552/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года.
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211 и статьей 288.2 данного Кодекса, при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Чугуй Э.В. (доверенность от 05.04.2021), от акционерного общества "Инженерная фирма "Орион-ХИТ"" - Масалыкина В.Ю. (доверенность от 16.06.2021) с использованием системы видео-конференц-связи Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу N А53-8552/2021,
установил следующее.
АО "Инженерная фирма "Орион-ХИТ"" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 24.02.2021 N 061/04/19.7.2-175/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.09.2021 решение суда от 05.07.2021 отменено, признано незаконным и отменено постановление управления от 24.02.2021 N 061/04/19.7.2-175/2021.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требований общества. Основанием для отмены административного постановления явилось указание неверной даты совершения административного правонарушения. Вместе с тем данное обстоятельство само по себе не является основанием для отмены постановления. Затребованные материалы не представлены в управление ни 14.12.2020, ни через три дня, ни 22.01.2021 (новый срок представления материалов), ни в дальнейшем. Кроме того, дата совершения правонарушения не влияла на исчисление срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет 1 год.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы управления.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества просил судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы управления.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 данного Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса.
В данном случае оспаривается постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.2 Кодекса в виде штрафа в размере сто тысяч рублей. С учетом положений части 5.1 статьи 211 и статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит рассмотрению по правилам, установленным статьей 288.2 названного Кодекса.
Как видно из материалов дела, управление в соответствии с требованием прокуратуры Ростовской области и приказом от 07.12.2020 N 494 провело внеплановую документарную проверку в отношении общества.
7 декабря 2020 года управление направило обществу требование N 27489/06 о представлении до 14.12.2020 сведений и документов.
В ответ на указанное требование общество не представило в управление запрашиваемую информацию и документы.
По состоянию на 29.01.2021 документы в полном объеме в адрес управления не поступили.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 29.01.2021 N 061/04/19.7.2-175/2021 по факту совершения обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановлением управления от 24.02.2021 N 061/04/19.7.2-175/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Полагая, что названное постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При вынесении постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьей 19.7.2 КоАП РФ и статьей 15.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 331, ФАС России является контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа.
Общество не оспаривает, что не исполнило в установленный срок требование управления - не представило до 14.12.2020 сведения и документы, запрашиваемые управлением.
Согласно оспариваемому постановлению по состоянию на 29.01.2021 испрашиваемые документы в полном объеме в адрес управления не поступили. При этом в качестве события управлением указано на непредставление документов и сведений до 14.12.2020, дата совершения правонарушения - 14.12.2020.
Из материалов дела следует, что данное требование получено обществом 14.12.2020, соответственно, оно не могло быть исполнено до 14.12.2020 (т. 1, л. д. 25 - 26).
Общество с сопроводительным письмом от 24.12.2020 (вх. 28.12.2020) направило обществу документы на 106 листах.
С сопроводительным письмом от 21.01.2021 (вх. 25.01.2021) общество представило в управление еще пакет документов по 12 пунктам требования.
В силу пункта 3 статьи 15.7 Закона N 257-ФЗ информация и документы, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются проверяемым лицом в течение трех рабочих дней со дня получения им соответствующего требования.
В данном случае вина общества в неисполнении до 14.12.2020 требования управления отсутствует.
Как указал суд апелляционной инстанции, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Отсутствие хотя бы одного из четырех элементов состава административного правонарушения, в том числе субъективной стороны, позволяет говорить о том, что состав административного правонарушения в целом отсутствует. Это в свою очередь по нормам требований пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу требований пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ основанием для вынесения решения об отмене постановления о назначении административного наказания.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение предусмотренного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Событие и дата совершения вмененного обществу административного правонарушения в части, касающейся отсутствия полного пакета документов в иную дату в протоколе об административном правонарушении от 29.01.2020, не указаны.
То обстоятельство, что на дату, назначенную управлением для рассмотрения административного дела, общество не в полном объеме представило документацию, не могло являться основанием для привлечения общества к административной ответственности в отношении события, не указанного в протоколе об административном правонарушении.
Указание в постановлении на неисполнение требования на 29.01.2021 не свидетельствует о наличии вины общества, поскольку в качестве нарушения вменяется неисполнение обществом требования именно до 14.12.2020.
Суд округа считает необходимым отметить, что недостатки доказательственной базы управления в силу специфики дел об административном правонарушении не могут быть восполнены либо устранены путем дополнения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении после составления протокола об административном правонарушении или путем предоставления в суд дополнительных доказательств и аргументов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу N А53-8552/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2021 г. N Ф08-12527/21 по делу N А53-8552/2021