г. Краснодар |
|
06 декабря 2021 г. |
Дело N А53-38890/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при ведении протокола помощником судьи Емтыль Ф.А., посредством использования систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ростовской области, при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Михарской А.А. - (доверенность от 30.07.2021), от акционерного общества "Почта России" - Целищевой Ю.А. (доверенность от 23.10.2019), в отсутствие представителей департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области, правительства Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А53-38890/2020, установил следующее.
АО "Почта России" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 10.09.2020 N 21046/03.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области; правительство Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2021 решение суда от 06.04.2021 отменено, признано незаконным и отменено решение управления от 10.09.2020 N 21046/03.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебный акт суда апелляционной инстанции принят с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы управления.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их по мотивам изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области проведен электронный аукцион N 0158200001720000025 "Оказание услуг почтовой связи на судебных участках мировых судей Ростовской области в 2020 году".
Извещением о проведении электронного аукциона N 0158200001720000025 установлены дата и время окончания подачи заявок - 02.09.2020 в 08 часов 00 минут; начальная (максимальная) цена контракта составила 9 млн рублей.
Извещение, документация размещены в Единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.08.2020.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 02.09.2020 на участие в аукционе поступило 3 заявки, которые признаны отвечающими требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения торгов электронного аукциона от 04.09.2020 победителем аукциона признана заявка ООО "Почтовая служба Дон".
Общество обратилось в управление с жалобой на документацию об электронном аукционе, поскольку, по мнению общества, заказчиком установлены ограничения в виде закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций, что препятствует ему принять участие в аукционе.
Решением управления от 08.09.2020 по делу N 061/06/64-1841/2020 жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которой при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и пришел к выводу о соответствии решения управления требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 24, 27 - 30, 64 Закона N 44-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 15 устава общество предоставляет услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, а также развивает сотрудничество в сфере международной почтовой связи. При этом оно не является и не может являться субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, ограничения, установленные в аукционной документации в части проведения закупки только среди субъектов малого предпринимательства, ограничивают право возможности участия в данной закупке лица (общества), созданного для оказания услуг, являющихся предметом контракта, а также отнесенного к субъектам естественной монополии.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что для соблюдения исполнителем условий контракта в части доставки письменной корреспонденции в сроки, предусмотренные аукционной документацией (не должен превышать 7 рабочих дней), субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации не обладают в достаточной мере развитой инфраструктурой для доставки корреспонденции адресатам. Исполнителю необходимо обеспечить условия для доставки корреспонденции на всей территории Российской Федерации, что затруднительно выполнить микропредприятиями, малыми предприятиями либо средними предприятиями в силу наличия критериев, позволяющих отнести их к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Так, исполнение части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ не исключает соблюдение статьи 8 Закона N 44-ФЗ при планировании закупок.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правильно указал, что ограничения, установленные заказчиком, в части проведения закупки только среди субъектов малого предпринимательства влияет на право участия в данной закупке лица, созданного для оказания услуг, являющихся предметом контракта, а также отнесенного к субъектам естественной монополии.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания недействительным оспариваемого решения, поэтому правомерно удовлетворил требования общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А53-38890/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которой при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и пришел к выводу о соответствии решения управления требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 24, 27 - 30, 64 Закона N 44-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
...
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Так, исполнение части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ не исключает соблюдение статьи 8 Закона N 44-ФЗ при планировании закупок."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2021 г. N Ф08-12569/21 по делу N А53-38890/2020