г. Краснодар |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А53-4417/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Штыренко М.Е., секретарь судебного заседания Намалян А.А.), от заявителя - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ИНН 6163053257, ОГРН 1026103170433) - Венецкой Е.И. (доверенность от 03.08.2021) и Заярной А.А. (доверенность от 16.12.2020), от заинтересованного лица - Управления федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Булаевой Ж.В. (доверенность от 28.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А53-4417/2021, установил следующее.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление, казначейство) о признании недействительными подпунктов 1.1, 1.2 в части пунктов 8, 9 представления от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации).
Решением от 11.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных министерством требований. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных министерством требований, ввиду законности и обоснованности представления казначейства от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914 в оспариваемой им части.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению министерства, является необоснованным вывод судов о том, что субсидия, предоставленная министерством администрации г. Ростов-на-Дону, направлена не на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону, предусмотренных государственной программой Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597, а на выполнение работ по строительству. Суды не учли, что субсидия предоставлялась в целях реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий, предметом муниципального контракта от 30.07.2019 N 81 является выполнение работ по благоустройству и озеленению по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры"); выполненные работы относятся к работам по благоустройству территории в соответствии с СП 475.1325800.2020 "Свод правил. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства, утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 22.01.2020 N 26/пр (далее - СП 475.1325800.2020), СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016). Все объекты, размещенные на территории общего пользования по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры") не создавались путем строительства объемных конструкций (зданий, строений и сооружений); объекты не имеют несущих и ограждающих конструкций; созданные объекты исследования не предназначены для проживания и деятельности людей, размещения, хранения продукции и содержания животных; созданные объекты не являются объектами капитального строительства; по окончанию работ сторонами муниципального контракта подписан акт приемки объекта благоустройства от 24.12.2019, а не объекта строительства. Судебные инстанции не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, в том числе рецензии на заключение от 21.04.2020 N 0076/И, а также доводам министерства в части процесса финансирования субсидируемых мероприятий.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Доводы министерства об отсутствии нарушения требований бюджетного законодательства, поскольку все работы, выполняемые на объекте, являлись работами по благоустройству территории, основаны на неверном толковании норм права. Объем субсидии, предусмотренный соглашением от 12.02.2019 N 069-09-2019-317, предоставлен исключительно на мероприятия по благоустройству, тогда как, осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет средств субсидии, полученной по соглашению от 12.02.2019 N 069-09-2019-317, не предусмотрено. Средства субсидии направлены на создание объекта капитального строительства, а именно на создание нового, ранее не существовавшего объекта (парка) - "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры"); строительство парка на территории общего пользования, расположенной по ул. Вересаева, является объектом капитального строительства, что подтверждается как нормами действующего законодательства, так и документами, сопровождающими мероприятия по проектированию, подготовке и проведению строительно-монтажных работ по спорному объекту. Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции исследовал представленную министерством рецензию на заключение от 21.04.2020 N0076/И и дал указанному доказательству надлежащую правовую оценку. Министерство, неверно трактуя нормы права, указывает, что споры о признании недействующими нормативных правовых актов рассматриваются в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, между тем, предметом данного спора является законность вынесенного представления и судом верно рассмотрено дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае управление осуществляло проверку предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в связи с чем проверялось соответствие региональной программы государственной программе Российской Федерации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 провело внеплановую проверку министерства по вопросу предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
По результатам проверки казначейство составило акт проверки от 15.10.2020 и вынесло представление от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914, которым обязало министерство в срок по 19.03.2021: по пункту 1 представления обеспечить возврат средств, использованных с нарушением действующего бюджетного законодательства, а именно не по целевому назначению (пункт 1.1. представления); по пунктам 8 - 10 обеспечить соответствие Государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597 и Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2024 годы, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 года N 597 "Об утверждении Государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области", действующему законодательству Российской Федерации (пункт 1.2 представления).
В соответствии с пунктом 1 представления от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914, министерство при оплате денежного обязательства по предоставлению субсидии муниципальному образованию "Город Ростов-на-Дону" по соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета на благоустройство общественных территорий от 03.04.2019 N 60701000-1-2019-014 допустило направление средств областного бюджета в сумме 47 931 008 рублей 30 копеек, (в том числе 46 222 518 рублей 55 копеек, источником которых является субсидия из федерального бюджета) на цели, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 N 069-09-2019-317, а именно на финансирование мероприятия по строительству объекта капитального строительства "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры") за счет средств, предусмотренных на выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий.
Согласно пункту 8 представления от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914 министерство, как ответственный исполнитель Государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597 (во всех редакциях 2019 года) не обеспечило наличие следующего положения в региональной программе: "реализацию мероприятий по благоустройству в обязательном порядке территорий муниципальных образований - обязательных получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на поддержку государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановление Правительства Ростовской области 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила N 1710).
В соответствии с пунктом 9 представления от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914 министерство как ответственный исполнитель Государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597, не обеспечило наличие в Правилах предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2024 годы, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597 (далее - Правила N 597) (во всех редакциях 2019 года), следующих положений: "ежегодное включение в перечень муниципальных образований - получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в обязательном порядке муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации, а в случае наличия таковых на территории субъекта Российской Федерации - монопрофильных муниципальных образований, исторических поселений федерального значения, муниципальных образований - финалистов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - муниципальные образования-обязательные получатели субсидии). При этом условием предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному образованию - победителю Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды является реализация проекта муниципального образования - финалиста Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в году, следующем за годом, в котором муниципальное образование было признано победителем" (подпункт "б" пункта 8 Правил N 1710); "актуализацию государственных программ и муниципальных программ по результатам проведения голосования по отбору общественных территорий, а также продление срока их действия на срок реализации федерального проекта" (подпункт "н" пункта 8 Правил N 1710).
Не согласившись с представлением управления в оспариваемой части, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа). Приложением N 15 к Государственной программе утверждены Правила N 1710.
Пунктом 6 Правил N 1710 определены условия предоставления субсидии субъекту.
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (пункт 2 Правил N 1710).
Постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597 утверждена государственная программа Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области" (далее - Региональная программа Ростовской области), целью которой является повышение качества и комфорта проживания населения на территории Ростовской области, срок реализации программы - с 2018 по 2022 годы. Участниками Региональной программы Ростовской области являются органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области. Приложением N 8 к Региональной программе Ростовской области утверждены Правила N 597.
Подпрограммой "Благоустройство общественных территорий Ростовской области" Региональной программы Ростовской области предусмотрено основное мероприятие 1.1 - благоустройство общественных территорий муниципальных образований Ростовской области.
Согласно таблице 2 "Адресное распределение субсидий и иных межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям в Ростовской области и направлениям расходования средств на 2019 - 2022 годы" Приложения N 6 Региональной программы Ростовской области в 2019 году предусмотрено финансирование мероприятий по благоустройству муниципального образования г. Ростов-на-Дону в размере 138 971,3 тыс. рублей, в том числе по объектам: "г. Ростов-на-Дону, парковая зона по ул. Вересаева" - в размере 53 471,5 тыс. рублей; "г. Ростов-на-Дону, парк "Осенний", ул. Киргизская, 2" - в размере 85 499,8 тыс. рублей.
В силу пункта 2 Правил N 597 субсидии предоставляются на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Судебные инстанции установили, что в рамках реализации Государственной программы, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999), Правилами N 1710, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительство Ростовской области заключили соглашение от 12.02.2019 N 069-09-2019-317 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение N 069-09-2019-317). Предметом соглашения N 069-09-2019-317 является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ростовской области субсидии в размере 1 660 105 200 рублей на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
При этом согласно подпункту "в" пункта 10 Правил N 999 соглашение, заключаемое главным распорядителем средств федерального бюджета с высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества, должно содержать перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов. Указанное условие также закреплено в пункте 1.2 соглашения N 069-09-2019- 317.
Вместе с тем, приложение N 1 "Перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" к соглашению N 069-09-2019-317 не содержит объекты, финансируемые в рамках реализации Государственной программы в 2019 году.
Приложение N 3 к соглашению N 069-09-2019-317 содержит объемы финансового обеспечения достижения результатов регионального проекта по мероприятию "Благоустройство мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" в размере 1 660 105 200 рублей на 2019 год.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что весь объем субсидии, предусмотренной соглашением N 069-09-2019-317, предоставлен исключительно на мероприятия по благоустройству; осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет средств субсидии, полученной по соглашению N 069-09-2019-317 не предусмотрено.
Судебные инстанции установили, что в целях реализации соглашения N 069-09-2019-317 министерство и администрация города Ростова-на-Дону заключили соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на благоустройство общественных территорий от 03.04.2019 N 6070100-1-2019-014 (далее - соглашение N 60701000-1-2019-014), предметом которого является предоставление из бюджета Ростовской области в 2019 году бюджету городского округа города Ростова-на-Дону субсидии на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды в части благоустройства общественных территорий в рамках подпрограммы "Благоустройство общественных территорий Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области" в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что соглашением N 069-09-2019-317 не предусмотрено осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет средств субсидии, полученной в целях выполнения Государственной программы, в связи с чем весь объем субсидии предоставлен исключительно на мероприятия по благоустройству территорий.
Вместе с тем, как установили судебные инстанции, в ходе проверок, проведенных казначейством в Управлении благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, являющихся исполнителями муниципальной программы "Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону", выявлено, что средства субсидии направлены на создание объекта капитального строительства, а именно, на создание нового, раннее не существовавшего объекта (парка) - "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры"). Строительство парка на территории общего пользования, расположенной по ул. Вересаева, является объектом капитального строительства, что подтверждается как нормами законодательства Российской Федерации, так и документами, сопровождающими мероприятия по проектированию, подготовке и проведению строительно-монтажных работ по указанному объекту.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что вывод о принадлежности спорного объекта к объектам капитального строительства подтверждается проектной документацией на строительство парка по ул. Вересаева, разработанной в 2010 году ООО "Синдикат", получившей положительное заключение Государственного автономного учреждения Ростовской области "Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации" от 21.11.2011 N 61-1-5-0685-11. В положительном заключении государственной экспертизы указано, что объект является объектом капитального строительства. При размещении информации в Единой информационной системе в сфере закупок для проведения аукциона в электронной форме (идентификационный код закупки (ИКЗ) 193616424450461640100100430014299244) объект закупки указан "42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдыха", что соответствует вышеуказанным требованиям и подтверждает создание (строительство) парка. Вывод о принадлежности проверяемого объекта к объектам капитального строительства также содержится в положительном заключении о соответствии разделов проектной документации требованиям законодательства, выданном государственным автономным учреждением Ростовской области "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" 19.12.2018 N 2-9-1-0006-18, в разделе 2 "Основания для разработки проектной документации", пункте 2.2 при указании сведений о технических условиях подключения "объекта капитального строительства" к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того в соответствии с пунктом 5.7 свода правил "СП 48.13330.2011 Организация строительства", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 781 (далее - СП 48.13330.2011), применяемого при строительстве новых, реконструкции и утилизации существующих зданий и сооружений, при капитальном ремонте эксплуатируемых объектов капитального строительства (абзац 1 раздела 1 "Область применения"), подрядчиком разработан и 30.07.2019 утвержден Проект производства работ по объекту "Территория общего пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка)" по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры") (1 этап)" (далее - ППР). ППР предоставлен заказчику, а заказчиком - Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону. В ППР указано, что до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
В соответствии с Порядком проведения областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 01.11.2018 N 11 (далее - Порядок N 11) в 2018 году Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону подало на конкурс заявку по объекту "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры") (далее - заявка), предусматривающую разделение реализации объекта на 2 этапа: 1 этап - Инвестиционный проект (благоустройство на площади 49 231 кв. м, срок реализации этапа - 2019 год), предусматривающий финансирование проекта за счет средств местного бюджета (7 517 968 рублей) и внебюджетных источников (инвестиций 53 712 469 рублей); 2 этап - мероприятия по благоустройству за счет средств бюджетов разных уровней (благоустройство площади 137 026 кв. м), предусматривающий финансирование проекта за счет средств областного бюджета (федерального) в размере 131 826 317 рублей, муниципального бюджета - 78 088 200 рублей, срок финансирования - 2019 - 2020 годы.
Вместе с тем Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростов-на-Дону предоставил Управлению благоустройства и лесного хозяйства города Ростов-на-Дону средства субсидии в целях оплаты расходов по муниципальному контракту от 30.07.2019 N 81, заключенному с ООО "СпецСтрой" (подрядчик) на выполнение работ по благоустройству и озеленению (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры") (1 этап).
Таким образом, установив, что финансирование расходных обязательств, связанных с выполнением 1 этапа работ по объекту - "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростов-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры") в 2019 году осуществлено за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае за счет средств федерального бюджета реализован 1 этап благоустройства спорного объекта, то есть создание ранее не существовавшего парка, а не реализация второго этапа (благоустройство территории уже существующего 1 этапа объекта).
Выводы судов в указанной части соответствуют правовой позиции, поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.09.2021 N 308-ЭС21-15491.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции исследовал рецензию на экспертное заключение от 21.04.2020 N 0076/И, представленную министерством. При этом, оценив указанное доказательство в совокупности с иными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции отметил, что указанная рецензия сама по себе не свидетельствует об ошибочности вывода о принадлежности проверяемого объекта к объектам капитального строительства с учетом установленных по данному делу обстоятельств.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования министерства о признании недействительным пункта 1.1 в части пунктов 8, 9 представления казначейства от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914.
Судебные инстанции установили, что Региональная программа Ростовской области подготовлена с учетом методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы", утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 года N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта" "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы". Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства, министерство не обеспечило наличие в региональной программе положений подпункта "а" пункта 9 и подпункта "б" пункта 8 Правил N 1710.
Суды отметили, что подпункт "б" пункта 8 Правил N 1710 буквально предусматривает, что "Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать, в том числе: б) ежегодное включение в перечень муниципальных образований - получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в обязательном порядке муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации, а в случае наличия таковых на территории субъекта Российской Федерации - монопрофильных муниципальных образований, исторических поселений федерального значения". Однако подпункт "а" пункта 9 Правил N 1710 устанавливает, что Государственная программа должна предусматривать, в том числе, реализацию мероприятий по благоустройству в обязательном порядке территорий муниципальных образований - обязательных получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что министерство ни в ходе проверки, ни при рассмотрении данного дела не указало, каким пунктом Государственной программы Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области" предусмотрена реализация мероприятий по благоустройству в обязательном порядке территорий муниципальных образований - обязательных получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; муниципальные образования - обязательные получатели субсидий фактически включены в перечень получателей не исключает того обстоятельств, что сама Государственная программа Ростовской области не содержит требования о реализации мероприятий по благоустройству в обязательном порядке территорий таких муниципалитетов (обязательных получателей).
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции с учетом положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае сделали правильный вывод о том, что подпункт 1.2 в части пунктов 8, 9 оспариваемого представления об обеспечении соответствия Государственной программы Ростовской области действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права министерства, а направлено на последовательную реализацию законодательной политики Российской Федерации в рамках выполнения государственной программы на всех уровнях использования бюджетных средств.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования министерства о признании недействительным подпункта 1.2 в части пунктов 8, 9 представления казначейства от 11.12.2020 N 58-23-12/23-12914, является правильным.
Суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно отклонил довод министерства о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, поскольку в данном случае основания для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Ростов-на-Дону или Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации суд не усмотрел.
Судебные инстанции также установили, что спорное представление выдано уполномоченным органом, в рамках предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке, исходя из доказанности управлением факта нарушения министерством действующего законодательства.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам министерства не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А53-4417/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что Региональная программа Ростовской области подготовлена с учетом методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы", утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 года N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта" "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы". Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства, министерство не обеспечило наличие в региональной программе положений подпункта "а" пункта 9 и подпункта "б" пункта 8 Правил N 1710.
...
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам министерства не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф08-12525/21 по делу N А53-4417/2021