г. Краснодар |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А32-42402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Юг" (ИНН 2311143654, ОГРН 1122311002505), ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьих лиц - департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр озеленения и экологии", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А32-42402/2020, установил следующее.
ООО "Жилсервис Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации МО город Краснодар (далее - администрация) о взыскании 15 тыс. рублей ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар и МКУ МО город Краснодар "Центр озеленения и экологии".
Решением от 31.03.2021 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок от 31.03.2021), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.08.2021, с МО город Краснодар в лице администрации за счет средств казны МО город Краснодар в пользу общества взыскано 15 тыс. рублей ущерба, а также 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, выводы судов о доказанности суммы ущерба, причиненного падением дерева, а также наличии причинно-следственной связи между повреждениями, устраненными в ходе проведения работ, произведенных по договору подряда, и действиями ответчика, являются необоснованными, так как представленные в обоснование этих доводов доказательства составлены заинтересованными в исходе дела лицами. Именно истцом должно доказываться наличие повреждений ограждения, полученных по причине падения дерева, а не администрацией. Общество не представило доказательств принадлежности спорного ограждения ему, как юридическому лицу, на праве собственности, общее имущество собственников помещений многоквартирного дома не является собственностью общества, следовательно, иск предъявлен ненадлежащим истцом. Заявитель также указывает, что ущерб причинен в результате возникновения чрезвычайных происшествий, повлекших, в том числе, повал деревьев.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 18.
14 июля 2020 года на территории МО город Краснодар вблизи ограждения (забора) территории многоквартирного дома N 18 по ул. Ставропольская произошло падение дерева, вследствие чего повреждено ограждение (забор).
В этот же день составлен дефектный акт, согласно которому 14.07.2020 после падения дерева повреждены 4 секции пролетов ворот N 2.
Общество осуществило оповещение путем подачи заявки в аварийно-диспетчерскую службу МО город Краснодар, после чего произведен спил дерева и уборка его с территории.
Истец выполнил восстановительные работы секции ограждения (забора) путем заключения договора подряда от 17.07.2020 N 17 на восстановление и установку ограждения и калитки детской площадки, затем рассчитал размер ущерба, который составил 15 тыс. рублей.
26 августа 2020 года общество направило администрации претензию с требованием возместить вред в добровольном порядке. К претензии приложен дефектный акт от 14.07.2020, договор подряда от 17.07.2020 N 17, акт выполненных работ от 20.07.2020 и акт от 24.07.2020 N 743.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На основании пункта 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
На основании пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Городской Думой г. Краснодара принято решение от 22.08.2013 N 52 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Правила благоустройства), согласно пункту 7.3 которых на территории МО город Краснодар озелененные территории подразделяются на группы.
В соответствии с пунктом 8.5 Правил благоустройства на территории МО город Краснодар работы по содержанию зеленых насаждений осуществляются: на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности МО город Краснодар и переданных во владение и (или) пользование, пользователями указанных земельных участков; на озелененных территориях I группы, за исключением земельных участков, переданных во владение и (или) пользование, - департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств;
на озелененных территориях II группы, за исключением земельных участков, переданных во владение и (или) пользование, - администрациями внутригородских округов города Краснодара, сельских округов МО город Краснодар в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств; на земельных участках, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, - собственниками помещений многоквартирных домов.
В силу пункта 8.6 Правил благоустройства в отношении зеленых насаждений, расположенных на озелененных территориях I и II группы, выполняются следующие виды работ по их содержанию: вырубка сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней; подготовка посадочных мест с заменой растительного грунта и внесением органических и минеральных удобрений, посадка деревьев и кустарников, устройство новых цветников; устройство газонов с подсыпкой растительной земли и посевом газонных трав; подсев газонов в отдельных местах и подсадка однолетних и многолетних цветочных растений в цветниках; санитарная обрезка растений, удаление поросли, очистка стволов от дикорастущих лиан, стрижка и кронирование живой изгороди, лечение ран; выкапывание, очистка, сортировка луковиц, клубнелуковиц, корневищ; уходные работы за зелеными насаждениями - обрезка, с обязательной обработкой срезов ранозаживляющими материалами, подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов неморозостойких пород, укрытие и покрытие теплолюбивых растений; работы по уходу за газонами - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора, опавших листьев, землевание, обрезка растительности у бортов газона, выкашивание травостоя, обработка ядохимикатами и гербицидами зеленых насаждений; поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев; прочистка и промывка газонного борта; работы по уходу за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы; работы по уходу за цветочными вазами.
На основании пунктов 3.2 и 9.4 Правил благоустройства уполномоченным органом по охране и защите зеленых насаждений на территории МО город Краснодар является департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар.
Согласно письму департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар от 30.09.2020 N 12724/25 территория (г. Краснодар, ул. Ставропольская, 18), на которой произошло падение дерева, относится к озелененным территориям I группы.
Доказательств, подтверждающих проведение мероприятий по санитарной обрезке (спилу) деревьев, выполнению работ по контролю за качеством зеленых насаждений, в том числе на территории произрастания спорного дерева, а также доказательств неаварийности упавшего дерева администрацией в материалы дела не представлено.
Поскольку факт причинения ущерба падением дерева подтвержден представленными в материалы дела документами, сумма расходов на восстановление поврежденного падением дерева имущества собственников многоквартирного дома обществом подтверждена, сумма восстановительного ремонта признана и одобрена собственниками многоквартирного дома, а доказательств возмещения в добровольном порядке ущерба ответчиком не представлено, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем взыскали 15 тыс. рублей.
Довод ответчика о том, что падение дерева 14.07.2020 обусловлено обстоятельствами непреодолимой силой, возникшей вследствие чрезвычайной ситуации, ответственность за возмещение материального ущерба, причиненного падением указанного дерева, не может быть возложена на лицо, ответственное за содержание зеленых насаждений, отклонен судами.
Обязанность администрации по обследованию и удалению аварийно-опасных, сухостойных и больных деревьев определена приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации".
В целях обеспечения безопасности администрация обязана производить обследование зеленых насаждений, расположенных на земельных участках муниципального образования, на предмет выявления потенциально опасных (аварийных) зеленых насаждений. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства принятия администрацией, как ответственным лицом, надлежащих и достаточных мер для обследования зеленых насаждений на земельных участках МО город Краснодар на предмет выявления потенциально опасных (аварийных) зеленых насаждений.
При этом доказательств наличия чрезвычайной ситуации в материалах дела не имеется, суду не представлено.
Утверждение администрации о том, что общество не является собственником данного имущества, в связи с чем иск предъявлен ненадлежащим истцом, не принимается судом округа, так как подача иска обусловлена нарушением прав собственников, иск заявлен управляющей организацией в их интересах. Управляющая организация не имеет самостоятельного экономического интереса и вправе предъявить иск в интересах собственников помещений при наличии полномочий, предоставленных ей собственниками помещений по решению общего собрания. При этом протоколом общего собрания собственников помещений в пунктах 12 - 13 утверждены стоимость работ по установке ограждения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и тариф на услугу по ремонту и обслуживанию данного ограждения, что подтверждает принадлежность ограждения собственникам помещений дома.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств по делу, рассматривались ими и мотивированно отклонены.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А32-42402/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
На основании пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
...
Обязанность администрации по обследованию и удалению аварийно-опасных, сухостойных и больных деревьев определена приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф08-12436/21 по делу N А32-42402/2020