г. Краснодар |
|
10 декабря 2021 г. |
Дело N А53-34291/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., секретарь судебного заседания Аушева Н.И.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., от заявителя - индивидуального предпринимателя Елистратова Николая Геннадьевича (ИНН 165000648994 ОГРНИП 317619600191541) - Корецкого Д.А. (доверенность от 13.07.2021), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (ИНН 6141019936 ОГРН 1046141010794) - Романенко А.А. (доверенность от 27.08.2021), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Елистратова Николая Геннадьевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А53-34291/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Елистратов Николай Геннадьевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - инспекция) об отказе в предоставлении субсидии по постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576, Правила N 576), возложении на инспекцию обязанности выплатить предпринимателю установленную постановлением N 576 субсидию в размере 1 285 780 рублей за апрель - май 2020 года.
Решением суда от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2021, в удовлетворении требования отказано по мотиву отсутствия у предпринимателя права на получение субсидии в связи с сокращением числа работников в апреле и мае 2020 года более чем на 10% от работавших в марте 2020 года.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требование. Указывает, что суд неверно истолковал Постановление N 576 о расчете и установлении необходимого для получения субсидии количества работников, не учел причины прекращения трудовых отношений предпринимателя с работниками, в том числе по независящим от работодателя обстоятельствам. Число работников в апреле и мае 2020 года следует сравнивать с оставшимися работниками в период нерабочих дней. На конец марта 2020 года работало 50 человек, что подтверждено заявлениями о расторжении трудовых договоров, которые работники предпринимателя подали в течение марта 2020 года. Прекращение трудовых отношений в марте - апреле 2020 года произошло по инициативе работников - по причинам, не зависящим от предпринимателя. Следовательно, такие работники не учитываются при расчете необходимого числа для получения субсидии. В нерабочие дни предприниматель сохранил общее количество работников в пределах установленного минимума (96,3%).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель направил в инспекцию 25.05.2020 и 10.06.2020 заявления о предоставлении ему субсидии за апрель и май 2020 года на основании Постановления N 576, по результатам рассмотрения которых инспекция отказала в выдаче субсидий. Основанием отказа послужило уменьшение в спорный период количества работающих лиц до установленного Постановлением N 576 предельного уровня (несоответствие количества работников претендента на получение субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия (не менее 90% от количества работников в марте 2020 года или не более 1 человека)).
Предприниматель 24.07.2020 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области с жалобой на отказ инспекции в предоставлении субсидии.
Письмом от 10.09.2020 N 13-16/17294 инспекция сообщила предпринимателю об отсутствии положительного решения на выплату субсидии, так как не соблюдены условия для включения в реестр для перечисления субсидий.
Предприниматель обжаловал отказ инспекции в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд обоснованно руководствовался статьями 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 576, действовавшим в период обращения предпринимателя в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"", и сделал вывод о том, что сокращение штата работников предпринимателя за апрель и май 2020 года составило более чем на 10% от ранее существовавшего, в связи с чем отказ инспекции является законным и обоснованным.
При этом суд учел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.05.2020 N 6530/10, сведения о количестве застрахованных лиц по форме СЗВ-М в марте 2020 года (76 человек), в апреле 2020 года (55 человек), в мае 2020 года (53 человека). Уменьшение количества работающих у предпринимателя до объявления локдауна из-за распространения коронавирусной инспекции лиц составило более 10%, что свидетельствует о несоответствии предъявляемым Правилами N 576 требованиям. Основной целью поддержания субъектов предпринимательской деятельности законодатель указывал сохранение рабочих мест для работников организаций, денежная выручка которых сократилась из-за введения карантинных мероприятий. Увольнение работавших у предпринимателя в марте 2020 года более чем на 10% от ранее работавших свидетельствует о невыполнении оговоренного Правилами N 576 условия.
Добровольное или принудительное расторжение трудовых контрактов (сокращение численности работающих) не называется законодателем условием получения помощи государства при проверке соответствия получателя субсидии предъявляемым требованиям. Таким условием в рассматриваемом случае является только существенное (более 10%) сокращение персонала, для сохранения рабочих мест которого и выделяется субсидия. Подпункт "е" пункта 3 Правил N 576 направлен на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 в числе условий включения в реестр в целях предоставления субсидии названо количество работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90% от работавших в марте 2020 года или снижаться не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В абзаце пятом пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Суд обоснованно отклонил доводы предпринимателя о том, что по состоянию на 31.03.2020 и 01.04.2020 штатная численность работников предпринимателя составляла 55 человек, инспекция не учла причины и обстоятельства увольнения работников (двое сотрудников расторгли трудовые отношения с предпринимателем по собственной инициативе, а сроки других контрактов закончились в апреле 2020 года). Сведения представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации 06.04.2020. Из буквального содержания Правил N 576 следует, что именно отраженные в отчетности по форме СЗВ-М сведения подлежат учету при проверке соблюдения условий предоставления субсидий в отношении количества работников получателя субсидий. Иных видов форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, Правилами N 576 не установлено.
Предприниматель не представил доказательства сохранения численности работников на момент объявления карантинных мероприятий, приема новых сотрудников для восполнения числа уволившихся.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 N АКПИ20-979 отражено, что условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствуют праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения. Работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление. Поскольку штат работников предпринимателя за апрель и май 2020 года сократился более чем на 10%, суд сделал обоснованный вывод о наличии у инспекции оснований для отказа в выделении субсидии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А53-34291/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце пятом пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
...
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 N АКПИ20-979 отражено, что условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствуют праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения. Работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление. Поскольку штат работников предпринимателя за апрель и май 2020 года сократился более чем на 10%, суд сделал обоснованный вывод о наличии у инспекции оснований для отказа в выделении субсидии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2021 г. N Ф08-12831/21 по делу N А53-34291/2020