город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2021 г. |
дело N А53-34291/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ИП Елистратова Н.Г.: Корецкого Д.А. по доверенности от 13.07.2021;
Гапонова Н.О. по доверенности от 20.02.2019;
от МИФНС N 11 по Ростовской области: Романенко А.А. по доверенности
от 27.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
жалобы индивидуального предпринимателя Елистратова Николая Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.06.2021 по делу N А53-34291/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Елистратова Николая Геннадьевича (ИНН 165000648994, ОГРНИП 317619600191541)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области
об оспаривании решения, об обязании выплатить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Елистратов Николай Геннадьевич (далее - предприниматель, ИП Елистратов Н.Г.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - МИФНС N 11 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии; об обязании МИФНС N 11 по Ростовской области выплатить субсидию в размере 1 285 780 руб. за апрель-май 2020 года, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.20220 N 576.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в предоставлении субсидии не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Елистратов Н.Г. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что не приняты во внимание фактические обстоятельства - причины уменьшения численности сотрудников у предпринимателя. За период нерабочих дней в 2020 году по собственной инициативе расторгли трудовые отношения всего два человека, их уход с работы никак не зависел от работодателя. В СЗВ-М учитываются как принятые на работу, так и уволенные лица. Данные об основаниях прекращения трудовых отношений и датах отсутствуют. У предпринимателя количество работников в период нерабочих дней составляло 96,3 % от того, что было на 31.03.2020 и 01.04.2020. Это подтверждается заявлениями о расторжении трудовых договоров, которые работники ИП Елистратова Н.Г. подали в течение марта 2020 года. Необходимо исчислять сотрудников с конца марта, а также выяснять обстоятельства их уменьшения. Указанное подтверждается судебной практикой. Учитывая фактические обстоятельства дела, цели предоставления субсидии и сложившуюся судебную практику, сотрудники, расторгнувшие свои трудовые отношения с предпринимателем в марте 2020 года не должны учитываться для соответствия пп. "е" п. 3 Постановления N 576 от 24.04.2020, так как они прекратили трудовые отношения: в период осуществления деятельности еще до наступления строгих ограничительных мер и нерабочих дней. В данный период у ИП Елистратова Н.Г. сохранено общее количество работников в пределах установленного процента; по причинам, не зависящим от ИП. Елистратова Н.Г. Сотрудники ушли по собственному желанию, в разные даты. У части сотрудников (гардеробщиц) сроки трудовых отношений заканчивались в апреле, они бы в любом случае прекратили свою деятельность. Прекращение договора в связи с истечением срока также является обстоятельством, не зависящим от работодателя, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 11 по Ростовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИП Елистратова Н.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель МИФНС России N 11 по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИП Елистратов Н.Г. 25.05.2020 и 10.06.2020 обратился через личный кабинет в налоговый орган с заявлениями о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
Налоговым органом 03.06.2020 и 12.06.2020 в личный кабинет предпринимателя направлена информация об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Предпринимателем в УФНС по Ростовской области 24.07.2020 подана жалоба на отказ налоговой инспекции в предоставлении субсидии.
Инспекция 10.09.2020 отказала в предоставлении субсидии в связи с тем, что не соблюдены условия для включения в реестр для перечисления субсидий.
Считая незаконным отказ налогового органа в предоставлении субсидий, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Порядок предоставления субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.
В статье 28 БК РФ отражено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 Правил N 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576;
г) получатель субсидии-организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18- го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Указанная в абз. 5 п. 4 Правил предоставления субсидии отчетность по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, включает в себя сведения обо всех работниках какого-либо юридического лица за отчетный период (месяц):
а) продолжающих работать в юридическом лице в отчетном периоде (сведения о таких работниках переносятся из предыдущего отчетного периода);
б) вновь принятых работниках;
в) уволенных работников.
В отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10 процентов (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии.
Иных видов форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, положениями Правил не установлено.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации, сведения о количестве застрахованных лих, которые были поданы по форме СЗВ-М оставили: в марте 2020 года - 76 человек, в апреле 2020 года - 55 человек, в мае - 53 человека (т. 1 л.д. 128).
Ссылка предпринимателя на численность работников в количестве 55 человек на конец марта и 01 апреля 2020 года отклоняется судебной коллегией, поскольку датой представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации является 06.04.2020, что опровергает указанную предпринимателем ссылку.
Таким образом, налоговый орган и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу, что сокращение штата за март и апрель 2020 осуществлено более чем на 10 процентов.
На основании изложенного, довод ИП Елистратова Н.Г. о том, что трудовые отношения по собственной инициативе расторгло два человека; сроки трудовых отношений заканчивались в апреле; не учтены причины увольнения отклоняются на основании следующего.
ИП Елистратов Н.Г. не представил в материалы дела доказательств того, что он сохранил численность штата путем приема новых сотрудников для восполнения числа уволившихся.
Предприниматель в апелляционной жалобе ссылается то, что прекращение договора в связи с истечением его срока является обстоятельством, не зависящим от работодателя, что как следствие должно быть учтено в качестве причин сокращения численности работников, и подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 (т.1 л.д. 61), апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку предприниматель неверно трактует указанный акт.
В акте Верховного суда Российской Федерации от 24.02.2021 указано на то, что условия об оценке количества работников получателя субсидии не препятствуют праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения. Работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2021 по делу N А53-34291/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34291/2020
Истец: Елистратов Николай Геннадьевич, ИП Елистратов Николай Геннадьевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ