г. Краснодар |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А63-15518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) - Федоренко А.В. (доверенность от 25.01.2021), в отсутствие ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), третьих лиц - администрации городского округа город - курорт Ессентуки, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", общества с ограниченной ответственностью "Объединение котельных курорта", акционерного общества "Энергоресурсы", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу N А63-15518/2020, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании 1 331 976 рублей 99 копеек задолженности за поставленный газ (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город - курорт Ессентуки, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, ГУП Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", ООО "Объединение котельных курорта" и АО "Энергоресурсы".
Решением от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 1 331 976 рублей 99 копеек задолженности, а также 26 320 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 33 183 рубля государственной пошлины.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, несмотря на передачу котельной 09.12.2019, осуществление правомочий по распоряжению объектом (передача на баланс теплоснабжающей организации) стало возможным только после государственной регистрации права, то есть с 26.12.2020. Администрацией города Ессентуки не представлены сведения об организации, которая осуществляла обслуживание и эксплуатацию котельной, а также соглашение об управлении системой теплоснабжения города. Заявленный истцом период является отопительным. Поскольку в названный период жалоб от потребителей о ненадлежащей организации теплоснабжения не поступило, эксплуатация модульной котельной осуществлялась надлежащим образом. Министерство не уполномочено на осуществление деятельности по обслуживанию котельных, организацию теплоснабжения потребителей, эксплуатацию тепловых энергоустановок, получение коммунальных платежей за поставку тепловой энергии от граждан, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате спорной задолженности. Ни министерство, ни Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки фактически не осуществляли управление котельной, не являлись потребителями газа. Именно Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки осуществляло строительство, заключало муниципальный контракт, обеспечивало контроль за газоснабжением котельной, определяло необходимые периоды и объемы потребления природного газа в интересах города, в связи с чем обязано уплатить долг перед обществом.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 23.07.2019 Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки обратилось к обществу с заявкой о заключении договора поставки газа с 24.07.2019 для газоснабжения при проведении пусконаладочных работ при строительстве объекта "Строительство модульной котельной, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. А. Сергеева, между ул. Энгельса, д. 23 и ул. Свободы, д. 42".
На основании указанной заявки 01.07.2019 Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки (покупатель) и общество (поставщик) заключили муниципальный контракт поставки газа для муниципальных нужд N 26-1-1407/19, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.07.2019 по 31.07.2019 газ горючий природный и (или) горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, на объект покупателя - котельная, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. А.Сергеева, а покупатель обязался принимать и оплачивать газ.
26 июля 2019 года комиссией составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
16 сентября 2019 года в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества: здание, кадастровый номер 26:30:050225:182, по адресу: Ставропольский край, городской округ город - курорт Ессентуки, ул. А. Сергеева, N 17а, номер государственной регистрации права - 26:30:050225:182-26/001/2019-1, правообладатель: МО городской округ город - курорт Ессентуки.
Постановлением администрации города Ессентуки от 08.10.2019 N 1480 указанное нежилое здание включено в реестр муниципального имущества, числящегося в казне МО городского округа город - курорт Ессентуки, основание: запись регистрации от 16.09.2019 N 26:30:050225:182-26/001/2019-1.
30 сентября 2019 года общество на названном объекте приняло в эксплуатацию измерительный комплекс газа СГ-ЭК-Вз-Р-0,75-160/1,6, заводской номер 1519260090, в составе счетчика RABO-G 100 N 1419260059 и корректора ЕК 270 N 1119260095.
14 октября 2019 года произведен первичный пуск котельной, о чем АО "Ессентукигоргаз" составило наряд-допуск от 14.10.2019 N 978.
Постановлением администрации города Ессентуки от 09.12.2019 N 1744 внесены изменения в постановление от 08.10.2019 N 1480 в части включения в реестр муниципального имущества, числящегося в казне МО городского округа город - курорт Ессентуки, нежилого здания: наименование - строительство модульной котельной площадью 47,3 кв. м, кадастровый номер 26:30:050225:182, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. А. Сергеева, N 17а, балансовая стоимость - 34 329 902 рубля 67 копеек.
В целях исполнения принятых обязательств истец с 14.10.2019 по 09.12.2019 поставил на указанный объект газ в объеме 115,429 тыс. куб. м, а также оказал снабженческо-сбытовые услуги на сумму 777 499 рублей 89 копеек, что установлено в рамках дела N А63-15094/2020.
В соответствии с актом N 00000199 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 09.12.2019 названный объект передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки министерству.
Ссылаясь на неисполнение министерством обязательств по оплате газа, поставленного с 10.12.2019 по 14.02.2020, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного Федерального закона.
Как указано в пункте 30 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с данными Правилами.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в данном случае обязанным органом, выступающим от имени субъекта Российской Федерации (Ставропольский край) в правоотношениях с истцом в рамках газоснабжения котельной с 10.12.2019 по 14.02.2020, выступает министерство. При этом министерство не являлось потребителем газа, однако участвовало в спорных отношениях как уполномоченный орган, поскольку недвижимое имущество передано в собственность Ставропольского края. Учет газа по данному объекту осуществлялся с помощью средства измерения СГЭК-Вз-Р-075-160/1.6 N 1519260090, в состав которого входят счетчик газа Rabo G100 N 1419260059 и корректор ЕК270 N 1119260095. На основании архивных данных измерительного комплекса с 10.12.2019 по 14.02.2020 модульной котельной потреблен природный газ в объеме 183,869 тыс. куб. м, сформированы акты сдачи-приемки за декабрь 2019 года - февраль 2020 года и выставлены счета-фактуры, которые сопроводительным письмом от 22.07.2020 N И026-514 переданы ответчику.
Указанный объем поставленного газа, стоимость которого составила 1 331 976 рублей 99 копеек, ответчиком не оплачен.
Проверив представленный истцом расчет задолженности и признав его верным, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем удовлетворили иск.
Довод о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком, отклонен судом апелляционной инстанции. Суд указал, что объект недвижимого имущества, в котором установлено газопотребляющее оборудование, в спорный период находился во владении ответчика, что подтверждается передаточным актом от 09.12.2019 N 00000199; факт последующей государственной регистрации права на объект недвижимого имущества правового значения не имеет. Кроме того, согласно пункту 1.2.1 распоряжения Правительства Ставропольского края от 02.12.2019 N 508-рп "О принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества и земельного участка, на котором расположено передаваемое имущество, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края" право собственности муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края на безвозмездно передаваемое им имущество прекращается со дня утверждения передаточного акта (абзацы девятнадцатый и двадцать первый части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"").
При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Утверждение о непривлечении к участию в деле Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки не принимается судом кассационной инстанции, поскольку обжалуемый судебный акт не влияет на права и обязанности данного лица.
Ссылки министерства на ненадлежащее исполнение МО в лице своих органов возложенных на него обязанностей, а также на заключение договоров ГУП СК "Ставрополькрайтеплоэнерго", детским садом N 6 "Чебурашка", Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", период отопительного сезона признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для правильного рассмотрения спора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу N А63-15518/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком, отклонен судом апелляционной инстанции. Суд указал, что объект недвижимого имущества, в котором установлено газопотребляющее оборудование, в спорный период находился во владении ответчика, что подтверждается передаточным актом от 09.12.2019 N 00000199; факт последующей государственной регистрации права на объект недвижимого имущества правового значения не имеет. Кроме того, согласно пункту 1.2.1 распоряжения Правительства Ставропольского края от 02.12.2019 N 508-рп "О принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества и земельного участка, на котором расположено передаваемое имущество, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края" право собственности муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края на безвозмездно передаваемое им имущество прекращается со дня утверждения передаточного акта (абзацы девятнадцатый и двадцать первый части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"").
При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
...
Ссылки министерства на ненадлежащее исполнение МО в лице своих органов возложенных на него обязанностей, а также на заключение договоров ГУП СК "Ставрополькрайтеплоэнерго", детским садом N 6 "Чебурашка", Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", период отопительного сезона признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для правильного рассмотрения спора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2021 г. N Ф08-11190/21 по делу N А63-15518/2020