г. Краснодар |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А53-12928/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Дьяченко И.В. (доверенность от 30.12.2019), Приваловой Т.В. (доверенность от 30.11.2021), от ответчика - публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) - Думчиковой А.А. (доверенность от 01.07.2019), Вишневского С.С. (доверенность от 17.08.2021), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А53-12928/2021, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - общество) обратилось в суд к ПАО "Ростелеком" (далее - компания) с иском о взыскании 25 604 904 рублей 06 копеек, 561 611 рублей 57 копеек неустойки с последующим начислением по день уплаты долга и 222 рублей 50 копеек почтовых расходов.
Решением от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что тарифы на доступ к инфраструктуре не подпадают под государственное регулирование, однако положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закона о связи) и Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 (далее - Правила N 1284) установлен принцип соразмерности платы за предоставление доступа к объектам для размещения сетей связи. Определение платы за пользование инфраструктурой для размещения сетей электросвязи относится к компетенции владельца инфраструктуры (истца) и осуществляется в виде установления цены (тарифа) с учетом экономически обоснованных затрат. Согласно условиям договора проведение исполнителем индексации стоимости услуги по предоставлению во временное пользование установочных мест на опорах не требует согласования с заказчиком.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
Определением от 02.12.2021 в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 05 минут 09.12.2021.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.06.2020 общество (исполнитель) и компания (заказчик) заключили договор оказания услуг N 278 ОК, согласно которому исполнитель обязуется предоставить во временное пользование установочные места на опорах воздушных линий электропередач, принадлежащих ему на праве собственности, а заказчик - принять их во временное пользование и производить своевременную оплату за использование установочных мест. Перечень опор воздушных линий с указанием размещаемого оборудования указан в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 2.3.2 заказчик обязуется своевременно производить платежи и расчеты в соответствии с разделом 3 договора. Расчетным периодом для оплаты оказываемых исполнителем услуг является один календарный месяц (пункт 3.1).
Согласно пункту 3.2 договора размер ежемесячной платы по договору определен в соглашении договорной цены и составляет 3 675 910 рублей в месяц (приложение N 2 к договору) за 52 513 установочных мест (из расчета 70 рублей за одно установочное место).
Исполнитель не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, формирует акт выполненных работ (услуг) и представляет его заказчику. Оплата за пользование установочными местами производится заказчиком до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункты 3.3, 3.7).
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2025 (пункт 7.1).
Приказом АО "Донэнерго" от 23.12.2020 N 549 утверждена и установлена с 01.01.2021 стоимость услуги по предоставлению установочного места на опоре воздушной линии на 2021 год в размере 199 рублей 51 копейки.
Компания не подписала направленное компанией в письме от 30.12.2020 N 4565 дополнительное соглашение от 16.12.2020 N 3/809 ОК об изменении размера ежемесячной платы.
Спор по объему оказанных услуг между сторонами отсутствует.
За оказанные в январе - марте 2021 года услуги по предоставлению установочных мест на опорах воздушных линий электропередачи общество выставило акты и счета для оплаты в соответствии с тарифом, утвержденным названным приказом. Указанные документы получены, но не подписаны компанией.
Поскольку ответчик оплатил оказанные в спорном периоде услуги по цене, предусмотренной условиями договора, истец направил ему претензию с требованием оплатить задолженность, начисленную с учетом изменения приказом АО "Донэнерго" от 23.12.2020 N 549 стоимости названных услуг.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора об уплате компанией 25 604 904 рублей 06 копеек за оказанные обществом услуги не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Условия договоров пользования специальными объектами инфраструктуры для размещения сетей электросвязи (оказания услуг по предоставлению воздушных линий электропередач) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о связи, Правилами N 1284.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (статьи 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о связи организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, сооружений могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Операторы связи вправе на возмездной основе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (пункт 5 статьи 6 Закона о связи).
В пункте 2 Правил N 1284 определено, что "владелец инфраструктуры" - это субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.
Доступ к инфраструктуре заключается в получении во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части. Пользователем инфраструктуры является лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре с владельцем инфраструктуры.
Согласно пункту 18 Правил N 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.
В силу пункта 38 Правил N 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил N 1284. Пунктом 30 правил установлено, что владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан: а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил; б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.
Пунктами 5 и 6 Правил определено, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает требования к специальным объектам инфраструктуры, созданной или специально приспособленной для строительства, эксплуатации, размещения сетей электросвязи или их отдельных элементов, в том числе технологические требования к специальным объектам инфраструктуры и нормы их проектирования, технические требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на специальных объектах инфраструктуры, общие требования по техническому обслуживанию специальных объектов инфраструктуры. Контроль за выполнением указанных норм и требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливают требования к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, нормы проектирования сопряженных объектов инфраструктуры, иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры. Контроль за выполнением указанных норм и требований осуществляют органы государственного надзора в соответствующей сфере.
Из системного анализа приведенных норм следует, что рассматриваемый договор, как верно указал апелляционный суд, является публичным; в силу своего монопольного положения в сфере владения спорной инфраструктурой права общества по установлению цены предоставления доступа к данной инфраструктуре ограничены по сравнению со свободным регулированием цены в зависимости только от спроса и предложения (рыночной цены). Общество предоставлено право на установление соразмерной платы за пользование этим имуществом на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом по договору от 26.06.2020 N 278 ОК ввиду оплаты компанией оказанных обществом услуг по цене, согласованной сторонами в порядке пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в названном договоре. Так, согласно пункту 3.2 договора и дополнительному соглашению от 09.10.2020 N 2 /6350К размер ежемесячной платы составляет 4 613 140 рублей за 65 902 установочных места (из расчета 70 рублей за одно установочное место). Дополнительное соглашение от 16.12.2020 N 3/809 ОК об изменении размера ежемесячной платы ответчиком не подписано.
Отклоняя доводы общества о наличии у него в силу пункта 3.9 договора права на индексацию стоимости услуги по предоставлению во временное пользование установочных мест на опорах без согласования с заказчиком, суды обоснованно исходили из несогласованности сторонами условия об индексации в одностороннем порядке. Согласно указанному пункту, размещенному в разделе "Платежи и расчеты", договор предусматривает возможность индексации стоимости услуги по предоставлению установочного места на опоре ВЛ АО "Донэнерго", но не чаще одного раза в год.
При этом раздел 2 "Права и обязанности сторон" не содержит права исполнителя в одностороннем порядке изменять стоимость услуг. Судами также не установлено, что стороны конкретизировали порядок, способ и метод пересчета.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, равно как и иное толкование норм законодательства и условий договора, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
С учетом изложенного Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А53-12928/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом по договору от 26.06.2020 N 278 ОК ввиду оплаты компанией оказанных обществом услуг по цене, согласованной сторонами в порядке пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в названном договоре. Так, согласно пункту 3.2 договора и дополнительному соглашению от 09.10.2020 N 2 /6350К размер ежемесячной платы составляет 4 613 140 рублей за 65 902 установочных места (из расчета 70 рублей за одно установочное место). Дополнительное соглашение от 16.12.2020 N 3/809 ОК об изменении размера ежемесячной платы ответчиком не подписано."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф08-12862/21 по делу N А53-12928/2021