г. Краснодар |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А32-3883/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Колви" (ИНН 7719593063, ОГРН 1067746674896) - Савчук В.В. (доверенность от 01.09.2020), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Дудоровой О.В. (доверенность от 10.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А32-3883/2021, установил следующее.
ООО "Колви" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в восстановлении преференциального режима по ДТ N 10317120/281020/0092106 (далее - спорная ДТ); обязании таможни устранить допущенные нарушения прав общества путем восстановления преференциального режима по спорной ДТ и возврата на его расчетный счет 22 156 рублей 84 копеек излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 21.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием у таможни правовых оснований для отказа обществу в восстановлении преференциального режима по спорной ДТ ввиду представления обществом всех необходимых документов и сведений, а также подтверждения выполнения требований таможенного законодательства о прямой поставке товара.
В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В ходе проведения таможенного контроля до выпуска товара таможня установила, что согласно сведениям коносамента N ARKALY0000133616 портом погрузки товара указана Александрия (Египет), судно - "ELECTRA А", тогда как в графе 21 спорной ДТ заявлено транспортное средство на границе - "LUCIEN G А", в связи с чем возникли сомнения в соблюдении условия о прямой поставке товара. Вывод таможни о несоблюдении обществом условия о прямой поставке товара является обоснованным. Объективных причин непредставления обществом при таможенном декларировании товара коносамента, содержащего надлежащим образом оформленные сведения о перегрузке товара в порту Турецкой Республики, не установлено. Общество не представило документальное подтверждение нахождения товара под таможенным контролем страны-транзита. Таможня выявила несовпадение в оттиске печати, проставленном в графе сертификата о происхождении товара формы "А" от 29.09.2020 N А0793147 с данными, указанными в графе 1 сертификата, по уполномоченному лицу экспортера и городу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Определением от 13.12.2021 по данному делу в составе суда в связи с болезнью судьи-докладчика Воловик Л.Н. произведена замена судьи-докладчика: кассационная жалоба передана судье-докладчику Прокофьевой Т.В.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 15.09.2016 N ЕН-K-0916, заключенного ООО "Колви" (покупатель) с компанией EGYEUROPE HERBS (продавец, Египет), на условиях поставки CIF-Новороссийск в контейнере N ARKU8378364 по коносаменту N ARKALY0000133616 общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по спорной ДТ товар - пряности пищевкусовые, не содержащие ГМО, не являющиеся лекарственными средствами, не предназначенные для применения в ветеринарии, используемые в пищевых целях, для промышленной переработки, используемые в пищевых целях: сушеные листья базилика, упакованные в мешки по 25 кг, в количестве 840 мешков, вес нетто 21 000 кг, вес брутто 21 126 кг.
Декларирование товара осуществлялось на Новороссийском таможенном посту (ЦЭД).
При таможенном декларировании товара общество представило сертификат происхождения товара формы "А" от 29.09.2020 N A 0793147.
В графе 36 спорной ДТ общество указал "ГГ", что в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 N 257 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" означает заявление тарифной преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
09 ноября 2020 года таможня до выпуска товара направила обществу запрос о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 26 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила N 60), в целях подтверждения прямой поставки, в том числе океанского (линейного) коносамента с отметкой о перегрузке и трекинга.
По запросу таможни общество представило коносамент N ARKALY0000133616, морской счет от 05.11.2020 N MRS38N20ISTANBUL001, согласно которому портом погрузки товара является Стамбул (Турция), судно - LUCIEN G A, отправитель груза - ARKAS SHIPPING & TRANSPORT S. A., получатель груза - ARKAS RUSSIA LLC, трекинг.
Кроме того, таможня выявила несовпадение в оттиске печати, проставленном в графе 12 сертификата о происхождении товара формы "А" от 29.09.2020 N A0793147 с данными, указанными в графе 1 сертификата, по уполномоченному лицу экспортера и городу. Таможня сделала вывод о том, что представленный сертификат заполнен с нарушениями требований по заполнению сертификата о происхождении товара, установленных Правилами N 60.
По результатам анализа представленных обществом документов, таможня направила обществу требование от 10.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ.
10 ноября 2020 года общество представило в таможню заполненную форму корректировки декларации на товары (далее - КДТ) к спорной ДТ с соответствующими изменениями, что повлекло дополнительное начисление обществу 22 156 рублей 84 копеек таможенных платежей.
Полагая, что действия таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций, являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае у таможни правовых оснований для отказа обществу в предоставлении тарифных преференций.
При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1: Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются комиссией (пункт 4 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс).
Пунктом 1 статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), установлено, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с Договором ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В соответствии с пунктом 31 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13.01.2017 N 8, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Египет входит в Перечень стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
Товар "сушеные листья укропа" входит в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8.
Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 Таможенного кодекса. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 Таможенного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 31 Таможенного кодекса сертификат о происхождении товара, - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Пунктом 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Евразийской экономической комиссией.
Пунктом 22 Правил N 60 установлены условия предоставления тарифных преференций, в силу чего тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны - пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным этими Правилами, а также, если выполняются следующие условия: 1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 Правил N 60; 2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 Правил N 60; 3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V Правил N 60; 4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI Правил N 60.
В соответствии с пунктами 23, 24, 28 раздела IV Правил N 60 прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию ЕАЭС без провоза через территории стран, не являющихся государствами - членами ЕАЭС (далее - третьи страны), за исключением случаев, указанных в пунктах 24 и 25 Правил N 60. Происходящие товары могут провозиться через территории третьих стран при выполнении следующих условий: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 Правил N 60; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки (пункт 24 Правил N 60).
Документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства - члена ЕАЭС. В случае непредставления таможенному органу государства - члена ЕАЭС указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 установлены случаи и условия предоставления тарифных преференций, в том числе одним из условий восстановления тарифных преференций, является предоставление обществом, в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержденного Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии евразийской экономической комиссии" ряда документов, в том числе, документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления тарифных преференций, в частности, прямую поставку.
Прямая поставка должна быть подтверждена документально. Для этих целей используется: транспортный документ, содержащий необходимую информацию о товаре и его транспортировке, или документ, выданный таможенным органом третьей страны, подтверждающий нахождение товаров под таможенным контролем. Таким образом, действующее законодательство не содержит норму, обязывающую указывать в транспортном документе информацию о стране перегрузки контейнера с товаром на другое судно.
Судебные инстанции установили, что поставка задекларированного по спорной ДТ товара осуществлялась контейнером ARKU8378364, изначально погруженным в порту ALEXANDRIA (Египет) на судно ELECTRA A.
Согласно коносаменту ARKALY0000133616 контейнер ARKU8378364 опломбирован пломбой N 0551881 и в дальнейшем в ходе перевалки груза перемещен на судно LUCIEN GA в порту трансшипмента Стамбул (Амбрали Марпорт, Турция).
Таможней не оспаривается совпадение номера пломбы (N 0551881), указанного в коносаменте N ARKALY0000133616 с номером пломбы, указанным в документе учета, сформированном при выгрузке контейнера N ARKU8378364 на территории постоянной зоны таможенного контроля ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП" морского порта Новороссийск. При этом, при разгрузке контейнера N ARKU8378364, какие-либо расхождения в наименовании товара, его весе и количестве, заявленных в инвойсе N 43247, упаковочном листе, таможней не выявлены.
Согласно части 4 статьи 341 Таможенного кодекса в качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати и иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Указанное свидетельствует о выполнении условий провоза происходящих товаров через территории третьих стран, установленных пунктом 25 Правил N 60: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 Правил N 60; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что в данном случае факт прямой поставки (порт погрузки - Александрия, порт разгрузки - Новороссийск) подтверждается тем, что в период всего пути следования товара не нарушены средства таможенного обеспечения - пломба N 0551881, наложенная на контейнер N ARKU8378364 с товаром в порту отправления.
Довод таможни о том, что общество в нарушение требований пункта 26 Правил N 60 не представило документы, подтверждающие соблюдение правила прямой поставки, был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы о выявленном несовпадении в оттиске печати, проставленном в графе сертификата о происхождении товара формы "А" от 29.09.2020 N А0793147 с данными, указанными в графе 1 сертификата, по уполномоченному лицу экспортера и городу.
При этом суды обоснованно исходили из того, что выявленное таможенным органом несовпадение в оттиске печати, проставленном в графе 12 сертификата о происхождении товара формы "А" от 29.09.2020 N А0793147, с данными, указанными в графе 1 сертификата, по уполномоченному лицу экспортера и городу, свидетельствует лишь о наличии ошибок (опечаток) в клише печати экспортера, но не означает, что представленный сертификат заполнен с нарушениями требований по его заполнению, установленных Правилами N 60.
Согласно пункту 47 Правил N 60 наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении документа о происхождении товара, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком документе, и не ставящих под сомнение происхождение товаров, не является основанием для не рассмотрения его в качестве документа о происхождении товара.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара (Приложение N 2 к Правилам N 60) наличие печати экспортера в графе 12 не является обязательным требованием.
С учетом изложенного является правильным вывод судов о том, что выявленное таможней несовпадение не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении тарифной преференции, поскольку не влияет на достоверность сведений, содержащихся в сертификате, и не ставит под сомнение факт производства товара именно в Египте.
Поскольку судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения заявленного обществом требования и сделали правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае у общества права на применение тарифных преференций, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А32-3883/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 341 Таможенного кодекса в качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати и иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Указанное свидетельствует о выполнении условий провоза происходящих товаров через территории третьих стран, установленных пунктом 25 Правил N 60: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 Правил N 60; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.
...
Довод таможни о том, что общество в нарушение требований пункта 26 Правил N 60 не представило документы, подтверждающие соблюдение правила прямой поставки, был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
...
Согласно пункту 47 Правил N 60 наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении документа о происхождении товара, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком документе, и не ставящих под сомнение происхождение товаров, не является основанием для не рассмотрения его в качестве документа о происхождении товара."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф08-13119/21 по делу N А32-3883/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11751/2022
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13119/2021
03.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12413/2021
21.05.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3883/2021