г. Краснодар |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А61-1049/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., без участия в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автодорпроект" (ИНН 2460090430, ОГРН 1152468031814), заинтересованного лица - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (ИНН 1516613034, ОГРН 1071516000720), третьих лиц: Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, общества с ограниченной ответственностью "Независимый экспертно-ревизионный центр", в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автодорпроект" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу N А61-1049/2021, установил следующее.
ООО "Автодорпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий единой комиссии Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление), выразившихся в рассмотрении и оценке первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.02.2021 N 310200000321000375 и подведении его итогов в ненадлежащем составе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), ООО "Независимый экспертно-ревизионный центр" (далее - компания).
Решением от 08.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, протоколы составлены с нарушением положений статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Компания в письме от 14.12.2020 (поступило в электронном виде) заявила ходатайство об отложении рассмотрения жалобы. Обсудив заявленное ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Таким образом, нормы Кодекса не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены. Информация о движении дела (принятии кассационной жалобы, дате и времени судебного заседания) своевременно размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов. Новые доказательства по делу, которые не были предметом исследования нижестоящих судов, суд кассационной инстанции в силу вышеуказанных норм закона в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимать и исследовать не вправе. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что отсутствуют препятствия для рассмотрения кассационной жалобы и основания для нарушения установленного статьей 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 25.02.2021 комиссией управления в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 310200000321000375 о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Оказание услуг по выполнению функций технического заказчика и осуществлению строительного контроля при выполнении работ по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (рекультивация Владикавказского полигона ТКО)" (заказчик - министерство). Начальная (максимальная) цена контракта - 39 560 915 рублей 72 копейки. Окончание срока подачи заявок на участие в конкурсе - 22.03.2021. Извещение и конкурсная документация размещены на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной площадки акционерного общества "ТЭК-Торг" https://44.tektorg.ru. Из протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок следует, что к участию в открытом конкурсе в электронной форме от 23.03.2021 допущено 5 организаций, в том числе общество. Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.03.2021 заявка общества признана несоответствующей требованиям конкурсной документации. Это послужило основанием для обращения общества в антимонопольный орган с жалобой.
В жалобе общество сослалось на то, что комиссия нарушила порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, поскольку в рассмотрении заявок принимали участие лишь три ее члена вместо обязательных пяти, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.03.2021, размещенный в ЕИС, подписан лишь двумя членами комиссии из трех присутствующих, что также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Решением антимонопольного органа от 06.04.2021 жалоба общества на действия комиссии признана необоснованной. Это явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в дело доказательства, доводы сторон и отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе обжаловать, в частности, действия (бездействие) как комиссии по осуществлению закупок, так и отдельных ее членов. Частью 9 статьи 39 Закона предусмотрено, что участниками закупки может быть обжаловано решение комиссии.
Из положений статьи 39 Закона о контрактной системе следует, что комиссии по осуществлению закупок создаются заказчиками для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (часть 3 статьи 39 Закона о контрактной системе).
Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов (часть 8 статьи 39 Закона о контрактной системе). Из приказов от 01.03.2019 N 6, от 02.03.2020 N 8, от 27.01.2020 N 3 суды установили, что единая комиссия управления состоит из шести членов, три из которых присутствовали при рассмотрении заявок на участие в спорном конкурсе. Следовательно, вывод судов о правомочности этой комиссии применительно к части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе является обоснованным.
Суды отклонили довод общества о том, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.03.2021 размещен в ЕИС в виде отсканированного графического файла и подписан лишь двумя членами комиссии вместо трех. Размещение в ЕИС подписанного протокола в отсканированном виде, содержащего графическое изображение подписей всех членов комиссии, является правом, а не обязанностью заказчика. Данный вывод судов подтверждается письмом Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1969.
Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы общества установил, что Короев В.Г., чья подпись, по мнению общества, отсутствует в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.03.2021, размещенном в ЕИС, принимал участие в рассмотрении заявок. Кроме того, в материалах дела имеется копия указанного протокола с наличием подписей всех трех членов комиссии.
Обжалуя судебные акты, общество документально не опровергло правильности выводов судов. На основании вышеизложенного, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах в их достаточности для разрешения настоящих требований, оцененных судом в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает законным и обоснованным вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу N А61-1049/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.