г. Краснодар |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А15-2833/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Сулак"" (ИНН 0546020495, ОГРН 1090546000115), ответчика - Министерства образования и науки Республики Дагестан (ИНН 0546020495, ОГРН 1020502629840), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А15-2833/2020, установил следующее.
ООО "Детский оздоровительный лагерь "Сулак"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству образования и науки Республики Дагестан (далее - министерство) о взыскании за счет казны Республики Дагестан 1 108 207 рублей 33 копеек вреда (уточненные требования).
Министерство обратилось в арбитражный суд со встречным иском к обществу о расторжении государственного контракта от 11.08.2019 N 5425 и взыскании 33 021 рубля 21 копейки штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан, Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан (далее - управление) и Министерство финансов Республики Дагестан.
Решением от 21.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2021, первоначальный иск удовлетворен частично;
с Республики Дагестан в лице министерства за счет казны Республики Дагестан в пользу общества в возмещения вреда взыскано 301 657 рублей 33 копейки, в остальной части первоначального и встречного исков отказано. Суды исходили из того, что министерство неправомерно не исполнило контракт. Размер убытков определен исходя из размера прибыли, которую общество могло получить в случае надлежащего исполнения контракта министерством.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что общество в нарушение пункта 1.5 контракта не представило положительное заключение уполномоченного органа, подтверждающего соответствие общества и оказываемых им услуг требованиям СанПин 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей" (далее - СанПин 2.4.4.3155-13), поэтому министерство не имело права направлять детей на отдых в лагерь общества. Акт санитарно-гигиенического обследования от 30.07.2019 об устранении выявленных нарушений таким документом не является, общество не устранило все нарушения. Решение Кизилюртовского городского суда Российской Федерации об отмене административного приостановления деятельности не вступило в законную силу. Общество возобновило свою деятельность только 21.08.2019. Возможность возмещения убытков в виде упущенной выгоды не предусмотрена частью 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Суды не оценили доводы министерства, приведенные во встречном исковом заявлении.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, министерство (заказчик) и общество (исполнитель) по итогам конкурса заключили государственный контракт от 11.08.2019 N 5425, по которому исполнитель обязан оказать услуги по отдыху и оздоровлению детей в период летних каникул в 2019 году путем предоставления 70 путевок в лагерь. Цену контракта стороны определили в размере - 1 100 707 рублей 30 копеек, срок действия контракта с 22.07.2019 до 30.09.2019.
В силу пунктов 1.4 и 1.5 контракта результатом оказания услуг является получение ребенком отдыха и оздоровления согласно СанПиН 2.4.4.3155-13, соответствие которому общество должно подтвердить положительным заключением уполномоченного органа, предоставив его копию заказчику одновременно с передачей путевок.
По результатам проверки 03.07.2019 деятельности общества управление выявило нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания, создающие эпидемиологическое риски возникновения группового заболевания (акт N 0055), составило протокол от 03.07.2019 N 0430 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и протокол от 03.07.2019 N 0430 о временном запрете деятельности общества.
Постановлением Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 08.07.2019 общество привлечено к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде приостановления деятельности сроком на 20 суток (с 08.07.2019 по 22.07.2019) с зачетом срока временного приостановления деятельности с 03.07.2019.
Определением Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 17.07.2019, оставленным без изменения Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 20.08.2019 по делу N 7-250/19, административное приостановление деятельности общества прекращено, поскольку согласно акту от 17.07.2019 санитарно-гигиенического обследования, проведенного управлением, общество устранило выявленные ранее нарушения.
Постановлением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2020 N 16-77/2020 постановление Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 08.07.2019 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кассационный суд указал на неверную квалификацию совершенного обществом деяния, однако, установив исполнение обжалуемого судебного акта о привлечении общества к ответственности, пришел к выводу о недопустимости повторного привлечения общества к ответственности за одно и то же правонарушение.
В письме от 02.08.2019 общество обратилось к министерству с просьбой о начале приема заявлений на выдачу путевок и направил акт санитарно-гигиенического обследования от 30.07.2019 об устранении нарушений.
Общество, ссылаясь на неисполнение министерством контракта, повлекшее невозможность получения прибыли от реализации 70 путевок, обратилось в суд с иском о взыскании с него 1 108 207 рублей 33 копеек ущерба (упущенной выгоды).
Министерство в свою очередь, указав на неисполнение обществом обязанности предоставления надлежащих доказательств соответствия лагеря требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13, обратилось в суд со встречным иском о расторжении контракта и взыскании с общества 33 021 рубля 21 копейки штрафа.
Суды рассмотрели спор на основании статей 15, 309, 310, 393, 450, 779, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 95 Закон N 44-ФЗ, оценив доводы сторон и представленные доказательства, пришли к выводу об обоснованности требований общества и отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска. Суды исходили из того, что соответствие лагеря требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13 подтверждено актом санитарно-гигиенического обследования от 30.07.2019 об устранении нарушений, указав на отсутствие в контракте наименования конкретного вида документа, необходимость предоставления которого обуславливает исполнение контракта. Неправомерное уклонение министерства от исполнения контракта путем направления детей на отдых в лагерь общество, повлекло для последнего невозможность получения прибыли, на которую он рассчитывал при его заключении.
В силу пункта 1.7 СанПиН 2.4.4.3155-13 деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется при условии соответствия их требованиям данных санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, санитарно-эпидемиологическое заключение представляет собой документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Из материалов дела следует, что по условиям контракта общество обязано оказывать услуги согласно требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13, соответствие которым оно должно подтвердить положительным заключением уполномоченного органа, предоставив его копию заказчику.
По утверждению министерства общество такое заключение не представило. Общество данный довод не опровергло. Напротив, из материалов дела следует, что 03.07.2019 в лагере общества управление выявило многочисленные нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13.
Суды, оценивая представленные доказательства и доводы сторон, пришли к выводу о том, что акт санитарно-гигиенического обследования от 30.07.2019 об устранении обществом ранее выявленных нарушений, свидетельствует о соответствии лагеря требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13. Поскольку в контракте не конкретизирован документ, который должно представить общество, суды сочли, что данного документа достаточно для подтверждения предъявляемых ему требований.
Вместе с тем суды не учли требования приведенных норм. Тот факт, что в контракте не указан вид документа, необходимый для подтверждения соответствия деятельности общества положениям СанПиН 2.4.4.3155-13, не может толковаться произвольно при условии четко определенного законодательством перечня действий по оценке соответствия деятельности детских оздоровительных лагерей требованиям данных санитарных правил и необходимых документов, подтверждающих проведение этих действий (а именно, санитарно-эпидемиологического заключения). В материалы дела представлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 07.06.2019, согласно которому деятельность общества не соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13, 2.1.7.2790-10, 2.2.1/2.1.1.1278-03, 3.5.3.3223-14, СП 3.5.1378-03, 1.1.1058-01.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии министерством решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, суды, признавая общество исполнившим обязанность по подтверждению соответствия лагеря санитарным правилам, не приняли во внимание приведенные нормы в области защиты и контроля санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не оценили доводы министерства об отсутствии у него оснований для направления детей на отдых в лагерь общества, не рассмотрели встречный иск министерства.
Суды не учли, что спорные правоотношения сторон регулируются, в том числе, положениями Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 23 статьи 95 которого при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако в данном случае общество заявило требование о взыскании с министерства убытков в размере неполученной им прибыли (упущенная выгода), доказательств понесенных расходов, понесенных в связи с приготовлениями для исполнения контракта, не представило.
Поскольку судами неверно применены нормы материального права, а обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, установлены не в полном объеме, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно, приняв во внимание имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, выяснить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору и имеющие значение для его правильного разрешения спора, оценить поведение общества, уклонившегося от направления министерству санитарно-эпидемиологического заключения, на предмет соблюдения условий контракта, и поведение министерства, не направившего детей на отдых в лагерь, проверить обоснованность требований министерства о расторжении контракта и взыскании с общества штрафа за неисполнение контракта.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А15-2833/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.