г. Краснодар |
|
30 декабря 2021 г. |
Дело N А63-4204/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Владсток" (ИНН 1513054405, ОГРН 1151513002211) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А63-4204/2021, установил следующее.
МУП "Владсток", г. Владикавказ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2021 N 3/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса), в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 28.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного предприятием требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предприятия состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды не приняли во внимание, что отчет о финансовом состоянии организации составлен в соответствии с установленной формой П-3 и представлен в орган статистики в электронном виде в установленный срок, в связи с чем, состав административного правонарушения отсутствует. Протокол ошибок не получен предприятием, а в информационной системе в отношении отчета заявителя содержится отметка "отчет сдан". Оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении не соответствуют требованиям Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Факт совершения предприятием вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края, по следующим основаниям.
Вменив предприятию нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), приказа Росстата от 24.07.2019 N 421 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами", административный орган составил протокол об административном правонарушении от 17.02.2021 и постановлением от 02.03.2021 N 3/2021 привлек предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса, в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, судебные инстанции сослались на положения статей 4, 6, 8 Закона N 282-ФЗ, Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, приказ Росстата от 24.07.2019 N 421 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами", утвердивший форму федерального статистического наблюдения П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" и сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
При этом суды исходили из того, что предприятие 02.02.2021 с использованием электронной системы подачи отчетности направило в управление первичную статистическую информацию по форме П-3 за январь - декабрь 2020 года не в полном объеме (при отсутствии сведений в графах 1 страниц 13, 30, 31, 36,43, 50 и 51). Загруженный предприятием отчет принят системой подачи отчетности и распределен управлению для проверки сведений указанных в отчете. По результатам проверки отчетности управление загрузило в электронную систему подачи отчетности информацию о том, что отчет представлен предприятием в неполном виде - отсутствуют сведения, которые должны были быть отражены, т. е. заполнены, в частности в графах 1 страниц 13, 30, 31, 36, 43, 50 и 51 отчета. В связи с выявленными недостатками отчету в электронной системе присвоен статус "имеет предупреждение". 04 февраля 2021 года в 14 часов 43 минуты управление направило предприятию протокол ошибок, присвоив отчету по форме П-3 от 02.02.2021 статус "отправлен на доработку". В установленный срок предприятие нарушения не устранило, что свидетельствует о нарушении респондентом требований Закона N 282-ФЗ о представлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.
Вместе с тем, указав, что предприятие направило в управление первичную статистическую информацию по форме П-3 за январь - декабрь 2020 года не в полном объеме - при отсутствии сведений в графах 1 страниц 13, 30, 31, 36,43, 50 и 51, суды не учли, что представленный в материалы дела отчет предприятия по форме П-3 (том 1, л. д. 10 - 15) состоит всего из 6 страниц, страниц 13, 30, 31, 36,43, 50 и 51 не содержит. При этом вопрос содержания строк 13, 30, 31, 36,43, 50 и 51 в графах 1 в представленном предприятием отчете по форме П-3 за январь - декабрь 2020 года, а также влияние информации, подлежащей отражению в указанных графах, на достоверность первичных статистических данных, суды не исследовали.
Судебные инстанции устранились от оценки довода предприятия о неполучении респондентом соответствующего протокола ошибок от управления и наличии данных о принятии управлением отчета. Суд апелляционной инстанции отметил, что выявленные управлением ошибки, отраженные в протоколе, на момент подачи управлением заявления о привлечении предприятия к административной ответственности, не устранены, тогда как предприятие привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением управления, которое с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности не обращалось.
Отклонив довод предприятия со ссылкой на приложенный к апелляционной жалобе скриншот (снимок экрана), содержащий информацию о том, что спорный отчет имеет статус сданного, суд апелляционной инстанции указал, что указанное обстоятельство не опровергает того, что в период с 17.02.2021 (дата составления протокола) по 02.03.2021 (дата вынесения оспариваемого постановления) отчет предприятия не являлся полным, в связи с чем управлением составлен протокол ошибок и размещен в доступной для заявителя электронной системе. При этом суд апелляционной инстанции не сослался на соответствующие доказательства, свидетельствующие о том, что в период с 17.02.2021 (дата составления протокола) по 02.03.2021 (дата вынесения оспариваемого постановления) отчет предприятия не являлся полным и не был принят управлением.
Суды не дали оценку доводу предприятия о том, что протокол об административном правонарушении от 17.02.2021 и оспариваемое постановление не соответствуют требованиям статей 28.2 и 29.10 Кодекса, поскольку не содержат сведения о том, какая именно информация представлена предприятием в неполном объеме и не выяснили, имелись ли приложения к протоколу об административном правонарушении раскрывающие данную информацию, а также не оценили представленные в материалы дела докладные записки должностных лиц управления от 11.02.2021 (том 1, л. д. 11) и от 17.02.2021 (том 1, л. д. 44), протокол об административном правонарушении от 17.02.2021 (том 1, л. д. 60 - 62), относительно представления предприятием недостоверной первичной статистической информации по форме П-3 за январь-декабрь 2020 года.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А63-4204/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, судебные инстанции сослались на положения статей 4, 6, 8 Закона N 282-ФЗ, Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, приказ Росстата от 24.07.2019 N 421 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами", утвердивший форму федерального статистического наблюдения П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" и сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
При этом суды исходили из того, что предприятие 02.02.2021 с использованием электронной системы подачи отчетности направило в управление первичную статистическую информацию по форме П-3 за январь - декабрь 2020 года не в полном объеме (при отсутствии сведений в графах 1 страниц 13, 30, 31, 36,43, 50 и 51). Загруженный предприятием отчет принят системой подачи отчетности и распределен управлению для проверки сведений указанных в отчете. По результатам проверки отчетности управление загрузило в электронную систему подачи отчетности информацию о том, что отчет представлен предприятием в неполном виде - отсутствуют сведения, которые должны были быть отражены, т. е. заполнены, в частности в графах 1 страниц 13, 30, 31, 36, 43, 50 и 51 отчета. В связи с выявленными недостатками отчету в электронной системе присвоен статус "имеет предупреждение". 04 февраля 2021 года в 14 часов 43 минуты управление направило предприятию протокол ошибок, присвоив отчету по форме П-3 от 02.02.2021 статус "отправлен на доработку". В установленный срок предприятие нарушения не устранило, что свидетельствует о нарушении респондентом требований Закона N 282-ФЗ о представлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 декабря 2021 г. N Ф08-11594/21 по делу N А63-4204/2021