г. Краснодар |
|
12 января 2022 г. |
Дело N А32-21128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Калуцких Р.Г. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дыдочкина М.В. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А32-21128/2021, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.02.2021 N КУВД-001/2020-22807269; обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на сооружение (станционный путь N 11), сооружение (станционный путь N 8), сооружение (станционный путь N 9), сооружение (станционный путь N 2), сооружение (станционный путь N 4), сооружение (станционный путь N 5), сооружение (станционный путь N 6), сооружение (станционный путь N 7), сооружение (станционный путь N 3), сооружение (станционный путь N 12), сооружение (станционный путь N 1), сооружение (станционный путь N 10), расположенные по адресу: Краснодарский край, р-н Северский (Афипская ППС).
Решением от 18.08.2021, оставленным без изменения постановлением от 13.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отказ управления соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Суды установили, что часть станционного пути N 3 находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:122, находящимся во владении общества, и частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, принадлежащем на праве собственности ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод". Данное обстоятельство препятствует постановке на учет и регистрации прав общества, с учетом положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Документы, подтверждающие наличие обязательственных правоотношений между ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" и обществом, управлению не представлены.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. Заявитель указывает, что на кадастровый учет заявлены сооружения, образованные из единого объекта, который ранее был учтен управлением и на него зарегистрировано право собственности общества. Суды не учли, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:26:0201000:878 зарегистрировано за ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" в 2014 году, в то время как право собственности общества на объект недвижимого имущества - железнодорожные пути ППС ст. Афипская зарегистрировано в 2010 году. Земельный участок под объектом общества является собственностью Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что обществу на праве собственности принадлежат железнодорожные пути ППС ст. Афипская, расположенные по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Афипская, о чем выдано свидетельство на право собственности от 11.02.2010 серия 23-АЖ N 356114 и произведена запись регистрации от 11.02.2010 N 23-23-17/005/2010-270.
Согласно техническому паспорту, выполненному ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 01.07.2009, железнодорожные пути ППС ст. Афипская состоят из 12-ти железнодорожных путей, 1967 года ввода в эксплуатацию. Кадастровый номер объекта: 23:26:0204015:148. Ранее присвоенный кадастровый (условный) номер - 23-23-17/005/2010-270. Балансодержателем является Горячеключевская дистанция пути - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры.
В связи с производственной необходимостью и проведением мероприятий по отчуждению промывочно-пропарочных станций из собственности общества, с целью раздела объекта с кадастровым номером 23:26:0204015:148, кадастровым инженером Решетняк Ю.А. проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен технический план от 18.01.2021 для образования 12-ти обособленных сооружений (железнодорожных путей).
Общество обратилось в управление с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости (железнодорожные пути) от 05.11.2020 N MFC-0496/2020-2369-1; о государственной регистрации прекращения права на исходный объект недвижимости от 05.11.2020 N MFC-0496/2020-236961.
Управление уведомлением от 23.11.2020 N КУВД-001/2020-22807269/1 сообщило обществу о приостановлении государственного учета и государственной регистрации прав в отношении заявленных объектов, а впоследствии, в связи с неустранением обществом причин приостановления, отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (уведомление от 24.02.2021 N КУВД-001/2020- 22807269/3).
Считая данное решение управления незаконным, нарушающим права общества как собственника объекта недвижимости, общество обратилось в суд с данными требованиями.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди которых межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Суды установили, что образованные сооружения расположены в основном на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:122 (право собственности не зарегистрировано, статус земельного участка - ранее учтенный), а также частично на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, принадлежащем на праве собственности иному лицу - ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод".
Часть 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
С учетом приведенных положений Закона N 218-ФЗ суды пришли к правомерному выводу о том, что постановка сооружений на кадастровый учет и государственная регистрация права на них при наличии установленного факта нахождения части сооружения на принадлежащем иному лицу (не обществу) - ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, зарегистрированное право собственности на который не оспорено в установленном законом порядке, в отсутствие документов, подтверждающих обязательственные правоотношения в отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:878, не соответствуют требованиям Закона N 218-ФЗ, в связи с чем, обоснованно отказали в удовлетворении требований общества.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, напротив, сводятся к оспариванию права собственности ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" на часть земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:878, что свидетельствует о возникшем споре о праве.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в силу правовой позиции, изложенной в пункте 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А32-21128/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
С учетом приведенных положений Закона N 218-ФЗ суды пришли к правомерному выводу о том, что постановка сооружений на кадастровый учет и государственная регистрация права на них при наличии установленного факта нахождения части сооружения на принадлежащем иному лицу (не обществу) - ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, зарегистрированное право собственности на который не оспорено в установленном законом порядке, в отсутствие документов, подтверждающих обязательственные правоотношения в отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:878, не соответствуют требованиям Закона N 218-ФЗ, в связи с чем, обоснованно отказали в удовлетворении требований общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2022 г. N Ф08-13192/21 по делу N А32-21128/2021