город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2021 г. |
дело N А32-21128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якименко А.С.,
при участии:
от заявителя: представитель Колесов М.В. по доверенности от 18.12.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 по делу N А32-21128/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН: 1042304982510, ИНН: 2309090540)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.02.2021 N КУВД-001/2020-22807269, об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственною регистрацию права на объекты недвижимости: - сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 11);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 8);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 9);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 2);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 4);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 5);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 6);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 7);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 3);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 12);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 1);
- сооружение Краснодарский край, край Краснодарский, р-н Северский (Афипская ППС, станционный путь N 10).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:26:0204015:148 под наименованием "Железнодорожные пути ППС ст. Афипская", расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Афипская, принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности. Объект представляет собой сложное сооружение, фактически состоящее из 12 железнодорожных путей. При проведении кадастровых работ по разделу объекта недвижимости с к.н. 23:26:0204015:148 с образованием 12 объектов (железнодорожных путей), установлено, что часть одного из образующихся объектов (железнодорожного пути N 3) протяженностью 6,4 м расположена вне полосы отвода железной дороги, на земельном участке с к.н. 23:26:0201000:878. зарегистрированном в собственности ООО "Афипский НПЗ" в 2014 году. Объект недвижимости с к.н. 23:26:0204015:148 не является вновь созданным объектом капитального строительства, права на данный объект возникли у ОАО "РЖД" без нарушения действующего законодательства, объект уже внесен в государственный кадастровый учет как ранее учтенный. Кроме того, железнодорожные пути являются объектом, ограниченным в обороте. Заявитель отмечает, что нахождение части ограниченного в обороте железнодорожного пути на земельном участке, являющемся собственностью третьих лиц, нарушает права и законные интересы единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД", то есть при постановке на кадастровый учет земельного участка ООО "Афипский НПЗ", на указанной территории уже находилось имущество заявителя (пути ОАО "РЖД").
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Управление не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежат железнодорожные пути ППС ст. Афипская, расположенные по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Афипская, о чем выдано свидетельство на право собственности от 11.02.2010 серия 23-АЖ N 356114 и произведена запись регистрации от 11.02.2010 N 23-23-17/005/2010-270. Согласно техническому паспорту, выполненному ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 01.07.2009, железнодорожные пути ППС ст. Афипская состоят из 12 железнодорожных путей, год ввода пути в эксплуатацию - 1967 год. Кадастровый номер объекта: 23:26:0204015:148. Ранее присвоенный кадастровый (условный) номер 23-23-17/005/2010-270. Балансодержателем является Горячеключевская дистанция пути - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры.
В связи с производственной необходимостью и проведением мероприятий по отчуждению промывочно-пропарочных станций из собственности ОАО "РЖД", с целью раздела объекта с кадастровым номером 23:26:0204015:148 кадастровым инженером Решетняк Ю.А. были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен технический план от 18.01.2021 для образования 12-ти обособленных сооружений (железнодорожных путей).
ОАО "РЖД" обратилось в Управление Федеральной служи государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарской краю с заявлениями: о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости (железнодорожные пути) от 05.11.2020 N MFC-0496/2020-2369-1; о государственной регистрации прекращения права на исходный объект недвижимости от 05.11.2020 N MFC-0496/2020-236961.
Управление уведомлением от 23.11.2020 N КУВД-001/2020-22807269/1 сообщило ОАО "РЖД" о приостановлении государственного учета и государственной регистрации прав в отношении заявленных объектов.
ОАО "РЖД" получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.02.2021 N КУВД-001/2020-22807269/3 по ранее направленным заявлениям.
Считая данное решение незаконным, нарушающим права ОАО "РЖД" как собственника объекта недвижимости, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 2, 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Часть 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
В обоснование отказа по постановке спорных объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности на них управление указало, в том числе на отсутствие правоустанавливающих документов, и на то, что в представленном техническом плане в элементе "ParentCadastralNumbers" содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, право собственности в отношении которого зарегистрировано за третьим лицом.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Из пункта 20 Требований также следует, что сведения о здании (сооружении), за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Как установил суд первой инстанции, право собственности ОАО "РЖД" на железнодорожные пути ППС ст.Афипская (исходный объект) было зарегистрировано 11.02.2010 на основании Сводного передаточного акта от 30.09.2003, однако сведения о расположении данного объекта на каком-либо земельном участке отсутствуют в ЕГРН.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В силу частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ, приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Согласно представленному техническому плану сооружения от 26.05.2020, установлено, что технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 12 сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский в результате раздела сооружения с кадастровым номером 23:26:0204015:148, образованные сооружения железнодорожного транспорта расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:122.
В соответствии со сведениями из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:26:0201000:122 поставлен на кадастровый учет 06.12.2005 и имеет статус "ранее учтенный".
Судом первой инстанции установлено, что за ОАО "РЖД" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:122 не зарегистрировано право собственности.
Кроме того, в представленном техническом плане в элементе "ParentCadastralNumbers" содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:878, право собственности, в отношении которого зарегистрировано за третьим лицом - ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод". Кадастровым инженером указано, что в ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что станционный путь N 3 пересекает границы земельного участка 23:26:0201000:122 и частично расположен в пределах земельного участка 23:26:0201000:878, находящегося в частной собственности.
Как было отмечено выше, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (п.1,3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ).
Учитывая изложенное, доводы заявителя жалобы о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 23:26:0204015:148 не является вновь созданным объектом капитального строительства, права на данный объект возникли у ОАО "РЖД" без нарушения действующего законодательства, объект уже внесен в государственный кадастровый учет как ранее учтенный, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Поставить спорные объекты на кадастровый учет не представилось возможным ввиду нахождения станционного пути N 3 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:878, право собственности которого зарегистрировано и поставлено на кадастровый учет за третьим лицом - ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод". Законом о регистрации не предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета ранее поставленного на кадастровый учет объекта. Первичное право третьего лица на спорный земельный участок заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением, необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Доказательств обращения ОАО "РЖД" к ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" о заключении договора аренды на земельный участок или установления сервитута не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку в течение сроков приостановления обществом не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, Управление Росреестра правомерно в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении спорных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2021 по делу N А32-21128/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21128/2021
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю