г. Краснодар |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А32-11502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Орас" (ИНН 2311047125, ОГРН 1022301812334) - Таракановой З.В. (доверенность от 31.12.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орас" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А32-11502/2021, установил следующее.
ООО "Орас" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости (водозаборной скважины), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 22;
- обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости (скважину) и выдать выписку из ЕГРН в установленный законом срок.
Решением от 14.07.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.09.2021, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из доказанности материалами дела факта непредставления обществом документов, необходимых для осуществления регистрационных действий.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют материалам дела. Истец представил в управление все необходимые документы для постановки на кадастровый учет скважины. Скважина является сооружением вспомогательного использования, в связи с чем, получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости достаточно лишь технического плана с указанной в нем декларацией об объекте недвижимости.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140001:166 общей площадью 119 289 кв. м, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 22 (запись в ЕГРН N 23:43:0140001:166-23/001/2018-7 от 14.06.2018). Право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140001:166 и на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке, зарегистрировано на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.06.2018, заключенного с ООО "Верстан".
С целью обеспечения питьевой водой всей территории земельного участка, предыдущим собственником в 2008 году обустроена скважина, что подтверждается паспортом водозаборной скважины N 17 от 2008 года. В последствии оформлена лицензия на право пользование недрами КРД 03918 ВЭ.
Общество, ссылаясь на то, что вместе с правом собственности на земельный участок к нему перешли права пользования скважинами, расположенными на указанном земельном участке, и соответственно права на переоформление лицензий на пользование ими, истец 26.08.2020 обратился в управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении объекта - водозаборной скважины N 17.
Уведомлением от 21.09.2020 управление известило заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указав на отсутствие необходимых для регистрации документов (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию сооружения, а также в составе технического плана отсутствует проектная документация). При внесении в ЕГРН координат характерных точек контура объекта недвижимости, контур также отобразился в едином государственном реестре недвижимости полностью в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140001:397. При этом в техническом плане указан земельный участок 23:43:0140001:166.
Уведомлением от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-12810260/3 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении сооружения по причине не устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Общество, полагая, что отказ управления является незаконным, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества. Суды исходили из того, что общество с заявлением об осуществлении регистрационных действий не представило все предусмотренные законом документы, в том числе технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Общество не устранило причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, поэтому суды сочли правомерным решение регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета спорного объекта.
Довод заявителя жалобы о том, что для постановки скважины на государственный учет им не должны были представляться разрешение на строительство объекта, проектная документация, достаточно представления лишь технического плана с указанной в нем декларацией об объекте недвижимости, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ). Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ. Требования к техническому плану определены статьей 24 Закона N 218-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации издало приказ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования). Из пункта 20 Требований следует, что сведения о здании (сооружении), за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года (часть 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ). Суды верно указали, что в силу закона для создания скважины предусмотрена проектная документация; доказательства соответствия представленного обществом технического плана, составленного на основании декларации об объекте недвижимости, требованиям законодательства материалы дела не содержат.
В пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
В декларации об объекте недвижимости от 17.08.2020 указано, что водозаборная скважина N 17 является вспомогательным объектом, т. е. обеспечивает существование основного здания. Вместе с тем, суды установили, что представленные заявителем в материалы дела документы не содержат указаний, по отношению к какому объекту недвижимости, расположенному на земельном участке, находящемся в собственности общества, спорный объект выполняет вспомогательные функции. Доказательства, подтверждающие, что спорная скважина не является источником водоснабжения для хозяйственно - питьевых нужд населения муниципального образования г. Краснодар, в материалах дела также отсутствуют. Таким образом, истец не доказал, что спорное сооружение относится к объектам, выдача разрешения на строительство которых не требуется.
Суды также приняли во внимание, что скважина в собственность обществу не передавалась, заявитель не является собственником либо иным законным владельцем водозаборной скважины; доказательств того, что водозаборная скважина N 17 была включена в предмет договора купли-продажи от 05.06.2018 и акт приема-передачи в материалах дела не имеется; сведения о государственной регистрации прав, в том числе и за предыдущим собственником земельного участка, в отношении спорного имущества отсутствуют.
Правовых оснований для осуществления управлением регистрационных действий в отношении водозаборной скважины N 17, с учетом представленных обществом документов, не имелось. Выводы судов о законности отказа управления в государственной регистрации права на спорный объект являются правильными.
Содержащееся в доводах кассационной жалобы оспаривание ответчиком оценки обстоятельств спора и представленных доказательств были предметом исследования судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на нормы права, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Доводы кассационной жалобы надлежит отклонить как противоречащие материалам дела и выводам судов нижестоящих инстанций применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы сводятся, по сути, к переоценке установленных по делу обстоятельств, что недопустимо в силу статьи 286 Кодекса и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также ссылка на судебную практику по делам, принятым по иным обстоятельствам, само по себе не свидетельствует о допущенных судами нарушениях.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А32-11502/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
...
Доводы кассационной жалобы надлежит отклонить как противоречащие материалам дела и выводам судов нижестоящих инстанций применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы сводятся, по сути, к переоценке установленных по делу обстоятельств, что недопустимо в силу статьи 286 Кодекса и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также ссылка на судебную практику по делам, принятым по иным обстоятельствам, само по себе не свидетельствует о допущенных судами нарушениях.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2022 г. N Ф08-13728/21 по делу N А32-11502/2021