г. Краснодар |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А01-2771/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН:2309001660, ОГРН:1022301427268) - Схаплока А.К. (доверенность от 17.12.2020), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Рыльковой Л.А. (доверенность от 27.12.2021) и Плаксина П.М. (доверенность от 07.12.2021), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - публичного акционерного общества "ТНС Энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А01-2771/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (правопреемник ПАО "Кубаньэнерго", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2020 N 7/10-29/05 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 120 тыс. рублей штрафа; признании недействительным представления от 17.08.2020 N 3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС Энерго Кубань".
Решением от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды не дали должную правовую оценку доводам общества о повторном его привлечении к административной ответственности за одно и то же правонарушение; ранее общество в лице Краснодарского филиала привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса, при этом проверка была инициирована по одному и тому же обращению, в отношении одного юридического лица (постановление по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 N 7/10-29/05); вступившими в законную силу судебными актами по делу А32-32046/2020 обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления от 31.07.2020 N 06-48-19/2020 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса, признании недействительным представления от 31.07.2020 N 22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Суды не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182. Представление управления от 17.08.2020 N 3 является незаконным, поскольку в данном случае общество незаконно повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
В отзывах на кассационную жалобу управление и ПАО "ТНС Энерго Кубань" просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего заявления ПАО "ТНС энерго Кубань" (вх. от 10.07.2020 N 7.06.12.1-530) об административном правонарушении, письма ПАО "Кубаньэнерго" от 17.02.2020 N КЭ/006/978, перечня ТП, по которым отсутствуют сертификаты соответствия на поставляемую электрическую энергию, письма ПАО "Кубаньэнерго" от 22.05.2020 N КЭ/006/2949 с 17.02.2020 по 21.07.2020 управление установило, что общество допустило нарушение требований технических регламентов, выразившееся в передаче (поставке, продаже) по своим сетям электрической энергии до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, от принадлежащих ему центров питания от ПС 35 кВ "Веселая", ПС 35 кВ "Гиагинская", ПС 35 кВ "Дондуковская", ПС 35 кВ "Дукмасово", ПС 35 кВ "Калининская" - Кл-5 (ТП-49); от ПС 35 кВ "Комбизавод", ПС 35 кВ "Курская", от ПС 35 кВ "Чернышевская", ПС ПО кВ "Шовгеновская" (Адыгейские электрические сети, Гиагинский РЭС), от ПС 35 кВ "Блечепсин", ПС 35 кВ "Кошехабль", ПС ПО кВ Лабинск-1, ПС 35 кВ "Натырбово", ПС ПО кВ "Ходзь", ПС 35 кВ "Чехрак", ПС 35 кВ "Элит" (Адыгейские электрический сети, Кошехабльский РЭС), от ПС 35 кВ "Белая", ПС ПО кВ "Еленовская", ПС 35 кВ "Карьерная", ПС 35 кВ "Красногвардейская", РПН "Некрасовский", ПС 35 кВ "Новосевастопольская", ПС 35 кВ "Штурбино", ПС 35 кВ "Хатукай" (Адыгейские электрический сети. Красногвардейский РЭС), от ПС 35 кВ "БВД", ПС 35 кВ "Гузерипль", ПС 35 кВ "Даховская", ПС 35 кВ "Калининская", ПС 35 кВ "Кужорская", ПС 35 кВ "Курджипская", ПС ПО кВ "Новосвободная", ПС 35 кВ "Первомайская", ПС 35 кВ "Птицесовхоз", ПС 35 кВ "Садовая", ПС ПО кВ "Северная", ПС 35 кВ "Тульская", ПС ПО кВ "Хаджох", ПС 35 кВ "Хамышки", ПС 110 кВ "Ханская-тяговая", ПС 110 кВ "Черемушки" (Адыгейские электрический сети. Майкопский РЭС).
По результатам проверки управление в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Адыгея пришло к выводу о том, что указанные действия общества являются нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление N 982), и ставит под угрозу реализацию целей, установленных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ); электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013); информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТов не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением N 982.
По факту выявленных нарушений управление составило протокол об административном правонарушении от 06.08.2020 N 5 и постановлением от 17.08.2020 N 7/10-29/05 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 120 тыс. рублей штрафа.
Административный орган выдал обществу представление от 17.08.2020 N 3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, являются отсутствие контроля и должной организации работы по предупреждению нарушений обязательных требований законодательства; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственными лицами общества; недостаточное знание ответственными лицами общества положений действующего законодательства в области технического регулирования, а именно Закона N 184-ФЗ, в том числе обязательных требований, установленных постановлением N 982.
Обществу предложено рассмотреть представление управления от 17.08.2020 N 3 и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению повторных нарушений, провести разъяснительную работу с сотрудниками общества о недопущении нарушений требований, установленных постановлением N 982, рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц общества к дисциплинарной ответственности; уведомить Адыгейский отдел государственного надзора управления об исполнении представления с предоставлением подтверждающих документов по каждому указанному в нем пункту.
Полагая, что постановление и представление административного органа являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере предпринимательской деятельности, выразившемся в нарушении обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением N 982 (электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013; информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТов не представлена), руководствуясь положениями статей 1, 2, 46 Закона N 184-ФЗ, статей 1 - 3, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", пунктами 4, 15 "а" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением N 982, суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса и законности оспариваемого обществом постановления административного органа.
При этом судебные инстанции обоснованно исходили из того, что факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе материалами проведенной инспекцией в период с 17.02.2020 по 21.07.2020 проверки, протоколом об административном правонарушении от 06.08.2020 N 5 и другими представленными в материалы дела доказательствами. Документально данный вывод общество не опровергло.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере предпринимательской деятельности, предъявляемых к организациям, осуществляющим поставки электрической энергии, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Обстоятельства для применения названных норм Кодекса суды не установили.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, а также оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в данном случае положения статей 3.4, 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
Довод общества о повторном привлечении его к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения со ссылкой на постановление управления от 17.08.2020 N 7/10-29/05 был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую оценку с учетом установленных по делу обстоятельств.
Довод общества, со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182, также исследован и обоснованно отклонен судами, поскольку обстоятельства рассматриваемого дела не совпадают с обстоятельствами дела N А82-12352/2019.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого обществом представления от 17.08.2020 N 3, суды установили, что указанное представление является актом административного органа, принятым в результате установленного в действиях общества состава административного правонарушения и направленным на устранение выявленных нарушений. Оспариваемое представление отвечает критерию исполнимости и содержит четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо выполнить лицу, совершившему административное правонарушение, и которые должны быть направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Представление управления от 17.08.2020 N 3 содержит сведения о выявленных нарушениях, нарушенных нормах права. Формулировка представления оставляет за обществом право выбора способа его исполнения.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А01-2771/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере предпринимательской деятельности, выразившемся в нарушении обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением N 982 (электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013; информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТов не представлена), руководствуясь положениями статей 1, 2, 46 Закона N 184-ФЗ, статей 1 - 3, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", пунктами 4, 15 "а" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением N 982, суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса и законности оспариваемого обществом постановления административного органа.
...
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере предпринимательской деятельности, предъявляемых к организациям, осуществляющим поставки электрической энергии, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Обстоятельства для применения названных норм Кодекса суды не установили.
...
Довод общества, со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182, также исследован и обоснованно отклонен судами, поскольку обстоятельства рассматриваемого дела не совпадают с обстоятельствами дела N А82-12352/2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2022 г. N Ф08-13748/21 по делу N А01-2771/2020