город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2021 г. |
дело N А01-2771/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань", посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Схаплока А.К. по доверенности от 17.12.2020;
от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Никитенко К.И. по доверенности от 06.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 08.07.2021 по делу N А01-2771/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
при участии третьего лица: ПАО "ТНС энерго Кубань"
об обжаловании постановления и представления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (до переименования - ПАО "Кубаньэнерго", далее - заявитель, ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, отдел, ЮМТУ Росстандарта) о признании незаконным и отмене постановления N 7/10-29/05 от 17.08.2020 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 120 000 рублей штрафа; признании недействительным представления N 3 от 17.08.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - ПАО "ТНС энерго Кубань").
Решением суда Республики Адыгея от 08.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань"обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" сослалось на то, что не является изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом электрической энергии, следовательно, в данном случае отсутствует вина общества в совершении вменяемого правонарушения. Также заявитель ссылается на повторное привлечение общества к административной ответственности, поскольку ранее общество в лице Краснодарского филиала уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и проверка была инициирована по одному и тому же обращению, в отношении одного юридического лица, по одному нарушению (постановление по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 N 7/10-29/05). Кроме того, общество полагает, что приведенная в резолютивной части указанного предписания формулировка свидетельствует о том, что предписание не предусматривает проведение каких-либо мероприятий и по существу направлено не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем любых нарушений требований государственных стандартов, иных нормативных документов при осуществлении обществом своей деятельности.
Заинтересованное лицо в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
ПАО "ТНС энерго Кубань" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. От ПАО "ТНС энерго Кубань" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего заявления ПАО "ТНС энерго Кубань" (вх. от 10.07.2020 N 7.06.12.1-530) об административном правонарушении, письма ПАО "Кубаньэнерго" от 17.02.2020 N КЭ/006/978, перечня ТП, по которым отсутствуют сертификаты соответствия на поставляемую электрическую энергию, письма ПАО "Кубаньэнерго" от 22.05.2020 N КЭ/006/2949 с 17.02.2020 по 21.07.2020, ЮМТУ Росстандарта установлено, что ПАО "Кубаньэнерго" допущено нарушение требований технических регламентов, выразившееся в передаче (поставке, продаже) по своим сетям электрической энергии до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, от принадлежащих ему центров питания:
- от ПС 35 кВ "Веселая": Вс-1: ТП -144, ТП -147, ТП -641; Вс-5: ТП -152; Вс-7: ТП -117, ТП -120, ТП -121, ТП -135, ТП -137, ТП -156, ТП -529;
- от ПС 35 кВ "Гиагинская": Г-1: ТП -4, ТП -5, ТП -7, ТП -10, ТП -325; Г-2: ТП -211; Г-3: ТП -21, ТП -22, ТП -28; Г-4: ТП -669; Г-5: ТП -31, ТП -33, ТП -34, ТП -35, ТП -36, ТП -96, ТП -97, ТП -100, ТП -101, ТП -102, ТП -103, ТП -105; Г-7: ТП -83, ТП -85, ТП -86, ТП -87, ТП -88;
- от ПС 35 кВ "Дондуковская": Дд-3: ТП -211, ТП -212, ТП -215, ТП -500, ТП -512; Дд-5: ТП -223, ТП -225, ТП -511; Дд-7: ТП -241, ТП -291, ТП -293, ТП -296;
- от ПС 35 кВ "Дукмасово": Д-5: ТП -301, ТП -307, ТП -312, ТП -329, ТП -338;
- от ПС 35 кВ "Зарево": 3-5: ТП -217; 3-9: ТП -262, ТП -265;
- от ПС 35 кВ "Калининская": Кл-5: ТП -49;
- от ПС 35 кВ "Комбизавод": Кб-1: ТП -56, ТП -57; Кб-3: ТП -95, ТП -179;
- от ПС 35 кВ "Курская": Ку-1: ТП -274; Ку-5: ТП -289; Ку-7: ТП -247;
- от ПС 35 кВ "Чернышевская": Ч-З: ТП -283, ТП -286; 4-7: ТП -270;
- от ПС ПО кВ "Шовгеновская": Ш-1: ТП -361, ТП -364, ТП -366, ТП -367; Ш-2: ТП -234, ТП -235, ТП -249, ТП -257, ТП -258, ТП -424, ТП -426, ТП -430; Ш-3: ТП -380, ТП -384; Ш-5: ТП -395, ТП -401, ТП -402;
(Адыгейские электрические сети, Гиагинский РЭС)
- от ПС 35 кВ "Блечепсин": Бч-4: ТП -67, ТП -72; Бч-6: ТП -69;
- от ПС 35 кВ "Кошехабль": Кш-1: ТП -26; Кш-3: ТП -58, ТП -59, ТП -60, ТП -119; Кш-5: ТП -16, ТП -21, ТП -34, ТП -137; Кш-7: ТП -12; Кш-8: ТП -10, ТП -24, ТП -138;
- от ПС ПО кВ Лабинск-1: Л1-9: ТП -817, ТП -820, ТП -821, ТП -827, ТП -828, ТП -830, ТП -834, ТП -862, ТП -863;
- от ПС 35 кВ "Натырбово": Н-5: ТП -792; Н-7: ТП -779, ТП -782, ТП -783;
- от ПС ПО кВ "Ходзь": Х-1: ТП -855, ТП -856;
- от ПС 35 кВ "Чехрак": Чх-5: ТП -87, ТП -88, ТП -89, ТП -98, ТП -108;
-от ПС 35 кВ "Элит": Э-2: ТП -753; Э-3: ТП -758;
(Адыгейские электрический сети, Кошехабльский РЭС)
- от ПС 35 кВ "Белая": Бя-1: ТП -200, ТП -210; Бя-5: ТП -141, ТП -149, ТП -1,88, ТП-195. ТП -198
- от ПС ПО кВ "Еленовская": Ел-7: ТП -23, ТП -27, ТП -33, ТП -43, ТП -127; Ел-9: ТП -126, ТП -138; /\ V
- от ПС 35 кВ "Карьерная": Кн-1: ТП -162; Кн-3: ТП -168, ТП -171, ТП -315; Кн-9: ТП-175, ТП-176, ТП-179;
- от ПС 35 кВ "Красногвардейская": Кр-4: ТП -86, ТП -30, ТП -360, ТП -362; Кр-5: ТП -108, ТП -351. ТП -355; Кр-7: ТП -134, ТП -323, ТП -330, ТП -331, ТП -334; Кр-8: ТП -96, ТП -97, ТП -328, ТП -333. ТП -337. ТП -338, ТП -339, ТП -342, ТП -343, ТП -345, ТП -347;
- от РПН "Некрасовский": Рпн-13: ТП -115; v
- от ПС 35 кВ "Новосевастопольская": Нс-3: ТП -185;
- от ПС 35 кВ "Штурбино": Шт-5: ТП -4, ТП -11;
- от ПС 35 кВ "Хатукай": Хк-1: ТП -54; Хк-3: ТП -63; Хк-5: ТП -65; Хк-9: ТП -92;
(Адыгейские электрический сети. Красногвардейский РЭС)
- от ПС 35 кВ "БВД": Бд-1: ТП -281, ТП -767, ТП -768; Бд-8: ТП -275, ТП -276, ТП -758, ТП -877, ТП -895;
- от ПС 35 кВ "Гузерипль": Гз-1: ТП -862, ТП -865;
- от ПС 35 кВ "Даховская": Дх-1: ТП -646, ТП -678; Дх-3: ТП -697; Дх-5: ТП -645, ТП -1019, ТП -1035;
- от ПС 35 кВ "Калининская": Кл-1: ТП -30; Кл-4: ТП -49, ТП -50, ТП -52, ТП -55, ТП -56, ТП -474;
- от ПС 35 кВ "Кужорская: К-3: ТП -121; К-5: ТП -123, ТП -126, ТП -130; К-8: ТП -148; К-10: ТП -145, ТП-146;
- от ПС 35 кВ "Курджипская": Кж-5: ТП -588;
- от ПС ПО кВ "Новосвободная": Нв-1: ТП -325, ТП-328; Нв-3: ТП -320, ТП -377, ТП -386, ТП -392, ТП -393;
- от ПС 35 кВ "Первомайская": Пм-1: ТП-205, ТП-210, ТП-213, ТП-217, ТП-331, ТП-477; ТП -478 ТП -480 ТП -761 ТП -762; Пм-4: ТП -304; Пм-6: ТП-311 ТП-352 ТП-359 ТП-360 ТП-366 ТП-374 ТП-381;
- от ПС 35 кВ "Птицесовхоз": Пт-1: ТП-515, ТП-523, ТП-533, ТП-551, ТП-552, ТП-693; Пт-7: ТП-508;
- от ПС 35 кВ "Садовая": Сд-1: ТП -402, ТП -420, ТП -421, ТП -423, ТП -1024; Сд-3: ТП -411, ТП -415, ТП -433, ТП -419; Сд-5: ТП -410, ТП -429, ТП -438; Сд-7: ТП -465, ТП -466, ТП -468, ТП -473, ТП -481, ТП -482, ТП -564, ТП -566, ТП -567, ТП -598;
- от ПС ПО кВ "Северная": С-1: ТП -4, ТП -5, ТП -8, ТП -9; С-3: ТП -43; С-5: ТП -44, ТП -46,ТП -48, ТП -60, ТП -81, ТП -1015, ТП -1016, ТП -1067, ТП -1105; С-61: ТП -83;
- от ПС 35 кВ "Тульская": Т-1: ТП -153, ТП -252, ТП -253, ТП -255, ТП -258, ТП -261, ТП -262, ТП -263, ТП -265, ТП -266, ТП -267, ТП -287, ТП -772, ТП -782; Т-2: ТП -241, ТП -243, ТП -245, ТП -249, ТП -1000; Т-3: ТП -21, ТП -231, ТП -237, ТП -781, ТП -1001; Т-5: ТП -224; Т-6: ТП -66. ТП -214, ТП -891, ТП-1150;
- от ПС ПО кВ "Хаджох": Хд-1: ТП -604, ТП -669; Хд-2: ТП -610, ТП -621, ТП -622, ТП -623, ТП -636, ТП -638, ТП -640; Хд-3: ТП -670; Хд-4: ТП -671. ТП -1061; Хд-6: ТП -662;
- от ПС 35 кВ "Хамышки": Хм-3: ТП -686;
- от ПС 110 кВ "Ханская-тяговая": Хт-3: ТП -542, ТП -543, ТП -546, ТП -694; Хт-5: ТП -501. ТП -522, ТП -524, ТП -529, ТП -530, ТП -531, ТП -532, ТП -540, ТП -591;
- от ПС 110 кВ "Черемушки": Чм-1: ТП -802; Чм-101: ТП -492 ТП -493 ТП -495 ТП -747; (Адыгейские электрический сети. Майкопский РЭС)
Отдел пришел к выводу, что названные действия ПАО "Кубаньэнерго" являются нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", и ставит под угрозу реализацию целей, установленных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013; информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
По данному факту в отношении ПАО "Кубаньэнерго" административным органом составлен протокол N 05 от 06.08.2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
17.08.2020 Отделом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 7/10-29/05 вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
По результатам выявленных нарушений обществу выдано представление от 17.08.2020 N 3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, является: отсутствие контроля и должной организации работы по предупреждению нарушений обязательных требований законодательства; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственными лицами ПАО "Кубаньэнерго"; недостаточное знание ответственными лицами ПАО "Кубаньэнерго" положений действующего законодательства в области технического регулирования, а именно Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"; указанным актом ПАО "Кубаньэнерго" предложено рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению повторных нарушений, провести разъяснительную работу с сотрудниками ПАО "Кубаньэнерго" о недопущении нарушений требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц ПАО "Кубаньэнерго" к дисциплинарной ответственности; уведомить Адыгейский отдел государственного надзора ЮМТУ Росстандарта об исполнении настоящего представления с предоставлением подтверждающих документов по каждому пункту.
Считая указанное постановление N 7/10-29/05 от 17.08.2020 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, N 3 от 17.08.2020, незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, является административным правонарушением.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов в настоящей статье являются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 No 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - изготовитель, исполнитель (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавец.
Диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия исполнителя, продавца, нарушающие обязательные требований к продукции.
Довод заявителя о том, что являясь сетевой организацией, ПАО "Россети Кубань" оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть не производит электрическую энергию и не продает ее конечным потребителям (в том числе гражданам и юридическим лицам), в связи с чем действиях общества отсутствует вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения, отклонен судом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В силу статьи 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно определениям, данным в статье 3 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, -с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора.
В соответствии с пунктом 15 "а" Правил, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
ПАО "Россети Кубань" является территориальной сетевой организацией, которая обеспечивает поставку и передачу электроэнергии.
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Кубань" поставляет электрическую энергию на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Россети Кубань" от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "ТНС энерго Кубань" для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Исходя из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, сформированных в Постановлениях от 24.10.2016 N 307-АД16-13369, 27.06.2016 N 310-АД16-6323, в Определении от 04.08.2015 N 308-КГ15-9067, для вывода о нарушении лицом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции (в том числе электроэнергии) и квалификации данного нарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно отсутствия на данную продукцию сертификата соответствия.
ПАО "Россети Кубань", являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований (в том числе правил сертификации электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Электрическая энергия включена в Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, обязательным и безусловным требованием к указанному виду продукции относится проведение процедуры подтверждения соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям ГОСТ 32144-2013, осуществляемой в форме обязательной сертификации.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно статье 1 Федерального закона N 184-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее -продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 Утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Во исполнение требований пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru) опубликована Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 N 982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет, к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации отнесена: "Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц".
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (пункты 4.2.1 и 4.2.2).
В соответствии с Разделом 1 "Область применения" ГОСТ 32144-2013, настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Нормы, установленные ГОСТ 32144-2013, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения. В связи с тем, что электрическая энергия включена в Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, обязательным и безусловным требованием к указанному виду продукции также относится проведение процедуры подтверждения соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям ГОСТ 32144-2013, осуществляемой в форме обязательной сертификации.
Целью обязательной сертификации электрической энергии является подтверждение соответствия указанного вида продукции обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в рассматриваемом случае - в сфере электроэнергетики), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании изложенного, учитывая тот факт, что качество электроэнергии является необходимым условием ее безопасного применения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что проведение процедуры сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ПАО "Россети Кубань", в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующим законодательством является обязательным.
В целях выполнения Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в части обязательной сертификации продукции электрооборудования и усиления работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, использующего указанную продукцию, приказом Росстандарта от 29.11.2018 N 1038-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" с датой введения в действие 01.02.2019.
В разделе 1 ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" определено, что настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок работ по сертификации электрической энергии; стандарт предназначен для применения заявителями: сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (пункты 4.2.1, 4.2.2).
Из комплексного анализа приведенных норм законодательства следует, что объектом обязательной сертификации на предмет соответствия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 является продукция - электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Таким образом, административным органом сделан правомерный, обоснованный вывод о том, что предметом административного правонарушения, вменяемого ПАО "Россети Кубань", квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является продукция - электрическая энергия.
Не прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ПАО "Россети Кубань" допустило передачу (поставку, продажу) по своим сетям электрической энергии от принадлежащих ему центров питания до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", и ставит под угрозу реализацию целей, установленных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Судом установлено, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013. Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982"Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", что является нарушением пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, при совокупности указанных фактических обстоятельств суд сделал вывод о наличии в действиях общества, как хозяйствующего субъекта, как стороны договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Россети Кубань" от 15.01.2014 N 407/30-5 объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения названных правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло всех зависящих от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений требований технических регламентов, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что деяние общества правомерно квалифицировано административным органом в качестве образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Документальные доказательства, исключающие наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, доказательства, свидетельствующие о нарушении административным органом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при фиксации выявленных нарушений, суду представлены не были.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными, самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления; обществу при вынесении оспариваемого постановления, составлении протокола об административном правонарушении были предоставлены процессуальные гарантии, регламентированные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при принятии оспариваемого заявителем постановления не истек.
Заявитель указывал также о повторном привлечении общества к административной ответственности, поскольку ранее общество в лице Краснодарского филиала уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и проверка была инициирована по одному и тому же обращению, в отношении одного юридического лица, по одному нарушению (постановление по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 N 7/10-29/05).
Судом первой инстанции указанный довод общества обоснованно отклонен, поскольку правонарушения, выявленные отделом госнадзора республик ЮФО и СКФО (Республика Адыгея) ЮМТУ Госстандарта, являются самостоятельными, местами совершения административных правонарушений явились разные объекты (местонахождение трансформаторных подстанций разное), находящиеся в ведении общества.
Административным органом в оспариваемом постановлении обществу назначено административное наказание в повышенном размере санкции, предусмотренной части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - штраф в размере 120 000 руб.; административный орган указал, что применяя санкцию в повышенном размере, принял во внимание обстоятельства, отягчающие административную ответственность; в материалы дела представлено постановление от 01.11.2019 N 06-46-023/2019 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 по делу N А32-53672/2019 постановление от 01.11.2019 N 06-46-023/2019 изменено в части определения административного наказания в виде штрафа превышающего 100 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным и правомерным применение административным органом санкции в повышенном размере.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
При рассмотрении доводов общества о недействительности представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 3 от 17.08.2020, суд первой инстанции исходил из того, что указанное представление является актом административного органа, принятым по итогам установления состава административного правонарушения и направленным на устранение выявленных нарушений, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Оспариваемое представление отвечает критерию исполнимости и содержит четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить лицу, совершившему административное правонарушение, и которые должны быть направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В нем содержатся сведения о выявленных нарушениях, нарушенные нормы права. Формулировка представления оставляет за обществом право выбора способа его исполнения. Субъект, которому выдано представление, самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения, в случае возникновения затруднения - обращается с заявлением об его разъяснении. Общество за его разъяснением в отдел не обращалось.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2021 по делу N А01-2771/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2771/2020
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Территориальный отдел государственного надзора по республикам Южного Федерального округа и Северо-Кавказского Федерального округа (Республика Адыгея) Южного межрегионального территориального управления Росстандарта, Территориальный отдел государственного надзора Республик ЮФО и СКФО (Республика Адыгея) ЮМТУ Росстандарта, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии
Третье лицо: ПАО "ТНС энерго Кубань"