г. Краснодар |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А32-43327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Мороза Сергея Алексеевича (ИНН 234604632396, ОГРНИП 313237128700027), в отсутствие заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мороза Сергея Алексеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-43327/2020, установил следующее.
ИП Мороз С.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 15.09.2020 N 10309000-1856/2020 и N 10309000-1857/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в части назначенного наказания (в виде 20 тыс. рублей штрафа по каждому из постановлений); замене назначенных оспариваемыми постановлениями штрафов на предупреждение.
Решением от 30.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя вмененных ему административных правонарушений, соблюдением таможней порядка и срока привлечения предпринимателя к административной ответственности, отсутствием оснований для применения в рассматриваемом случае положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что таможенный орган, имея реальную возможность для уведомления предпринимателя о необходимости своевременного представления отчетности, а также обязанность за ведением контроля соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, не проявил в должной степени всех мер по исполнению обязанности, возложенной на него действующим таможенным законодательством. Предприниматель, не оспаривая по существу наличии в его действиях составов вмененных ему административных правонарушений, полагает, что в данном случае имеются основания для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса и замены назначенных оспариваемыми постановлениями штрафов на предупреждение.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав предпринимателя, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, таможня установила, что 10.02.2020 предприниматель несвоевременно представил в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 3 Прикубанского таможенного поста статистическую форму учета перемещения товаров ("Брашировальный вал металлический. Полимерно-образивный, подшипник, фильтровальный рукав") от 10.02.2020 N 1300200210-14225205 (регистрационный номер 10309203/140220/С198431), отгруженных ТОО "STANKOGroup" (Республика Казахстан) по товарной накладной от 13.12.2019 N 104, счету-фактуре (инвойс) от 13.12.2019 N 106, накладной от 13.12.2019 N 105, счету-фактуре (инвойс) от 13.12.2019 N 107. Статистическая форма по указанной поставке отправлена предпринимателем почтовым отправлением 10.02.2020, тогда как должна была быть представлена таможенному органу 20.01.2020.
Таможня установила также, что 10.02.2020 предприниматель несвоевременно представил в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 3 Прикубанского таможенного поста статистическую форму учета перемещения товаров ("Брашированный вал металлический, полимерно-абразивный, подшипник в сборе, соединительная муфта") от 10.02.2020 N 1200200210-12264167 (регистрационный номер 10309203/140220/С198457), отгруженных ЧТУП "АвтоДСтехно" (Республика Беларусь) по товарной накладной от 20.12.2019 N 107, счету-фактуре (инвойс) от 20.12.2019 N 109. Статистическая форма оправлена предпринимателем почтовым отправлением 10.02.2020, тогда как должна была быть представлена 20.01.2020.
По факту выявленных нарушений таможня составила протоколы об административных правонарушениях от 19.08.2020 N 10309000-1856/2020, N 10309000-1857/2020 и постановлениями от 15.09.2020 N 10309000-1856/2020, N 10309000-1857/2020 привлекла предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса, в виде 20 тыс. рублей по каждому из постановлений.
Полагая, что постановления административного органа является незаконными в части назначенного наказания, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 19.7.13 Кодекса непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Согласно примечанию 1 к статье 19.7.13 Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза (Москва, 25.01.2008), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила N 1329), которые в период совершения предпринимателем рассматриваемых административных правонарушений определяли порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, заключившее сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть, дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад (пункт 7 Правил N 1329).
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере порядка управления, выразившемся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров от 10.02.2020 N 1300200210-14225205 (регистрационный номер 10309203/140220/С198431) и от 10.02.2020 N 1200200210-12264167 (регистрационный номер 10309203/140220/С198457), суды сделали вывод о наличии в действиях предпринимателя составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса и законности оспариваемых предпринимателем постановлений административного органа.
При этом судебные инстанции обоснованно исходили из того, что факт несвоевременного представления предпринимателем в таможню статистических форм учета перемещения товаров от 10.02.2020 N 1300200210-14225205 (регистрационный номер 10309203/140220/С198431) и от 10.02.2020 N 1200200210-12264167 (регистрационный номер 10309203/140220/С198457) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: статистическими формами учета перемещения товаров от 10.02.2020 N 1300200210-14225205 (регистрационный номер 10309203/140220/С198431) и от 10.02.2020 N 1200200210-12264167 (регистрационный номер 10309203/140220/С198457); товарными накладными, счетами-фактурами (инвойсами); объяснениями предпринимателя; протоколами об административных правонарушений от 19.08.2020 N 10309000-1856/2020, N 10309000-1857/2020 и другими представленными в материалы дела доказательствами. Документально данный вывод предприниматель не опроверг и по существу не оспаривает, что подтверждено предпринимателем в судебном заседании кассационной инстанции.
Установив, что у предпринимателя имелась объективная возможность для выполнения требований действующего законодательства в сфере таможенной статистики, предъявляемых к участникам внешнеэкономической деятельности, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение таможенным органом порядка и сроков привлечения предпринимателя к административной ответственности. Наказание назначено предпринимателю по каждому постановлению в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 Кодекса.
Судебные инстанции проверили и обоснованно отклонили довод предпринимателя о том, что правонарушения следует считать одним событием и к ответственности он должен быть привлечен один раз, указав, что в данном случае предприниматель привлечен к ответственности за самостоятельные правонарушения (несвоевременное представление форм учета перемещения товаров различным покупателям - ЧТУП "АвтоДСтехно" (Республика Беларусь) и ТОО "STANKOGroup" (Республика Казахстан).
Доводы предпринимателя о наличии в данном случае оснований для применений положений статьи 4.1.1 Кодекса и замены административных штрафов на предупреждение, со ссылкой на то, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда общественным отношениям, правонарушение совершено впервые, исследованы и обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Статья 4.1.1 Кодекса, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности, к которому в числе прочих относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства.
Между тем, совершенные предпринимателем административные правонарушения против порядка управления создают угрозу причинения вреда безопасности государства. Данное обстоятельство, во всяком случае, исключает возможность замены административного штрафа предупреждением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 614-О).
Судебные инстанции отметили, что несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
Возможность применения статей 3.4, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. В данном случае, обстоятельства для применения указанных норм судебные инстанции не установили. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 3.4, 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-43327/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.