г. Краснодар |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А53-24625/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Орбита" (ИНН 6155079413, ОГРН 1186196032527) - Лебедкина А.А. (директор) и Сидоровой Е.И. (доверенность от 09.07.2021), в отсутствие заявителя - Прокурора г. Шахты Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орбита" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А53-24625/2021, установил следующее.
Прокурор г. Шахты Ростовской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орбита" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 07.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2021, заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что пределы занимаемой обществом территории ограничены и занимают менее 1/3 объемов всей территории, на которой расположено МУП "Шахтинский рынок". В данном случае отсутствует такой основной критерий организации розничного рынка и управляющей рынком компании как соответствие занимаемой обществом территории той территории, на которой предполагается организация рынка. Суды проигнорировали отсутствие у общества основных признаков розничного рынка, а также то обстоятельство, что торгово-имущественный комплекс сложился на территории г. Шахты с 1950-х годов и по адресу: г. Шахты, пр. Победа Революции, 103 зарегистрировано действующее муниципальное унитарное предприятие "Шахтинский рынок", владеющее на праве аренды земельными участками, а также зарегистрированы и действуют более 50 юридических лиц.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по поручению Прокуратуры Ростовской области на основании информации Управления ветеринарии Ростовской от 14.05.2021 с 01.06.2021 по 15.06.2021 проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении торговой деятельности розничного рынка, расположенного по адресу: г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, оф. 1.
В ходе проверки установлено, что по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, оф. 1 зарегистрировано общество, основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20).
Общество заключило договоры аренды нежилых помещений с индивидуальным предпринимателем Понамаренко И.Н. (договоры аренды нежилых помещений от 12.11.2020 N 10/1-11-20, 10/2-11-20, 10/3-11-20) и с индивидуальным предпринимателем Понамаренко Е.С. (договор аренды от 12.11.2020 N 09-11-2020), на основании которых в коммерческих целях общество использует недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, г. Шахты, пр. Победа Революции, 103.
На основании договоров субаренды нежилые помещения, расположенные по указанным адресам, переданы во временное возмездное пользование субарендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, общество распределило арендуемые объекты недвижимости на торговые места, которые используются для реализации продовольственных и иных товаров.
Согласно информации, предоставленной заместителем Главы Администрации г. Шахты, заявления от общества на право организации рынка на территории муниципального образования "Город Шахты" не поступали, разрешительные документы на право общества организовывать розничные рынки на территории города Шахты не выдавались.
Вместе с тем, общество организовало осуществление торговой деятельности на арендуемых объектах.
Так, между обществом и индивидуальным предпринимателем Мамонтовой А.В. 01.12.2020 заключен договор субаренды нежилого помещения N 267-КО, в соответствии с пунктом 1.1 которого часть торгового павильона Литер: "3" (N 1023) площадью 11,2 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, передается субарендатору для ведения предпринимательской деятельности.
Таким образом, административный орган сделал обоснованный вывод о том, что арендуемое у ИП Понамаренко И.Н., ИП Понамаренко Е.С. недвижимое имущество общество распределило на торговые места на основании договоров субаренды, тем самым предоставив субъектам предпринимательской деятельности торговые места (павильоны) для реализации продовольственных и иных товаров.
Установив, что в нарушение Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) общество осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), прокурор вынес постановление от 15.06.2021 о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды удовлетворили заявление прокурора, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Законом N 271-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 271-ФЗ розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией (пункт 8 статьи 3 Закона N 271-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статей 3, 15 Закона N 271-ФЗ право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.
В силу статьи 5 Закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (пункта 4 статьи 8 Закона N 271-ФЗ).
На основании частей 1, 2 статьи 19 Закона N 271-ФЗ управляющей рынком компанией формируется и ведется реестр договоров о предоставлении торговых мест. В реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 271-ФЗ лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в этом реестре указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест.
В соответствии с положениями Закона N 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном данным Законом N 271-ФЗ (пункт 1 часть 1 статьи 14 Закона N 271-ФЗ), разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона N 271-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 271-ФЗ планом, указанным в части 1 статьи 4 Закона N 271-ФЗ, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
При этом рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона N 271-ФЗ).
Таким образом, обязательным элементом розничного рынка, в силу положений статей 3, 4, 12 - 15, 18 - 19 Закона N 271-ФЗ является не только наличие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, но и специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей, помещений административного - хозяйственного назначения, мест общего пользования, туалета, объекта общепита и т. п., а также наличия факта деятельности по организации рынка.
Суды установили, что на основании договоров аренды общество в коммерческих целях использует объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, г. Шахты, пр. Победа Революции, 103.
На основании договоров субаренды нежилые помещения, расположенные по указанным адресам, переданы во временное возмездное пользование субарендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом общество не оспаривает данное обстоятельство, указывает, что между ним и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателя) заключено более 50 договоров аренды (субаренды).
Вместе с тем, в Реестре розничных рынков на территории г. Шахты по указанному адресу рынок не значится. Разрешение органа местного самоуправления - Администрации г. Шахты на право организации рынка у общества отсутствует.
Кроме того, суды отметили, что общество организовало централизованный вывоз мусора и иных отходов, образующихся в ходе розничной торговли пищевыми товарами, а также охрану и уборку территории, энергоснабжение; объекты, расположенные по адресу: г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, - молочный павильон, рыбный павильон, мясной павильон паспортизированы, им присвоена III категория потенциальной террористической опасности.
Суды также учли, что из представленных фотоматериалов следует, что общество сдает в субаренду предпринимателям именно торговые места в нежилом здании, то есть части нежилого здания, а не самостоятельные объекты недвижимости (помещения); реализация товаров предпринимателями, арендующими торговые места, осуществляется на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи цен.
При таких обстоятельствах, установив наличие имущественного комплекса, сдачу в аренду торговых мест для розничной торговли, осуществление деятельности по централизованному обеспечению рынка услугами по вывозу твердых отходов, электроснабжению торговых площадей, охране и уборки территории, оформление на объекты паспортов безопасности, суды сделали обоснованный вывод об организации обществом розничного рынка в отсутствие специального разрешения и наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что осуществляемая им деятельность не является деятельностью по организации розничного рынка, суды обоснованно отклонили как противоречащие предоставленным в материалы дела доказательствам и основанные на неверном толковании норм права.
Суды обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Суды отметили, что общество, осуществляющее организацию розничного рынка без соответствующего разрешения, должно было знать о необходимости получения такого разрешения при осуществлении данного вида деятельности, вместе с тем положения указанных нормативных актов не исполнило.
Выводы судов о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество документально не опровергло.
Вывод судов о соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А53-24625/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
...
Выводы судов о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество документально не опровергло.
...
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2022 г. N Ф08-148/22 по делу N А53-24625/2021