город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2021 г. |
дело N А53-24625/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: прокурор отдела Борсук Н.Н., удостоверение ТО N 282268;
от заинтересованного лица: директор Лебедкин А.А., приказ от 01.08.2018, паспорт; представитель Сидорова Е.И. по доверенности от 09.07.2021, диплом от 03.11.1995, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орбита"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.09.2021 по делу N А53-24625/2021
по заявлению Прокурора г. Шахты Ростовской области
к заинтересованному лицу общества с ограниченной ответственностью "Орбита"
о привлечении общества к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты Ростовской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орбита" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Орбита") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что осуществляемая обществом деятельность не является деятельностью по организации розничного рынка.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Шахты по поручению Прокуратуры Ростовской области на основании информации начальника управления ветеринарии Ростовской области Кругликова А.Н. от 14.05.2021 в период с 01.06.2021 по 15.06.2021 проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении торговой деятельности розничного рынка ООО "Орбита", расположенного по адресу: г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, оф. 1.
В ходе проверки установлено, что ООО "Орбита", зарегистрировано МИФНС N 26 по Ростовской области по адресу места нахождения - Ростовская область, г. Шахты, пр-кт. Победа Революции, 103, оф. 1. Основным видом деятельности организации является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20).
Между индивидуальным предпринимателем Понамаренко И.Н. и ООО "Орбита" в лице директора Лебедкина А.А. заключены договоры аренды нежилых помещений N 10/1-11-20, N 10/2-11-20, N 10/3-11-20 от 12.11.2020. Между индивидуальным предпринимателем Понамаренко Е.С. и ООО "Орбита" в лице директора Лебедкина А.А. заключен договор аренды N 09-11-2020 от 12.11.2020.
Так, на основании указанных договоров аренды ООО "Орбита" использует недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, в коммерческих целях.
На основании договоров субаренды нежилые помещения, расположенные по названным адресам, переданы во временное возмездное пользование субарендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, ООО "Орбита" арендуемые объекты недвижимости распределены на торговые места, которые используются хозяйствующими субъектами для реализации продовольственных и иных товаров.
Исходя из информации, предоставленной заместителем Главы Администрации г. Шахты, заявления от ООО "Орбита" на право организации рынка на территории муниципального образования "Город Шахты" не поступали, в связи с чем, разрешительные документы на право ООО "Орбита" организовывать розничные рынки на территории города Шахты не выдавались.
Вместе с тем, ООО "Орбита" организовало осуществление торговли при расположении торговых объектов по схеме, то есть приняло организационные меры по созданию розничного рынка на арендуемом им земельном участке.
Так, между ООО "Орбита" в лице директора Лебедкина А.А. и индивидуальным предпринимателем Мамонтовой А.В. 01.12.2020 заключен договор субаренды нежилого помещения N 267-КО. В соответствии с п. 1.1 указанного договора часть торгового павильона Литер: "3" (N 1023) площадью 11,2 кв.м., расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, передается субарендатору для ведения предпринимательской деятельности.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что ООО "Орбита" арендуемое у ИП Понамаренко И.Н., ИП Понамаренко Е.С. недвижимое имущество распределено на торговые места на основании договоров субаренды, тем самым субъектам предпринимательской деятельности обществом предоставлены торговые места (павильоны) для реализации продовольственных и иных товаров.
Указанные обстоятельства, по мнению прокуратуры, свидетельствуют о нарушении ООО "Орбита" Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках, Закон N 271-ФЗ).
Допущенные нарушения квалифицированы прокуратурой по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
15.06.2021 заместителем прокурора г. Шахты в отношении ООО "Орбита" вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 271-ФЗ розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией (пункт 8 статьи 3 Закона N 271-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статей 3, 15 вышеуказанного Закона, право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.
В силу статьи 5 Закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (п. 4 ст. 8 Закона N 271-ФЗ).
На основании частей 1, 2 статьи 19 Закона N 271-ФЗ управляющей рынком компанией формируется и ведется реестр договоров о предоставлении торговых мест. В реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в этом реестре указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест.
В соответствии с положениями указанного Закона N 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 1 часть 1 статьи 14), разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности (пункт 3 части 1 статьи 14).
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
При этом, рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (статья 4 Закона N 271-ФЗ).
Таким образом, обязательным элементом розничного рынка, в силу положений статей 3, 4, 12-15, 18-19 Закона N 271-ФЗ является не только наличие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, но и специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей, помещений административного - хозяйственного назначения, мест общего пользования, туалета, объекта общепита и т.п., а также наличия факта деятельности по организации рынка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании указанных выше договоров аренды ООО "Орбита" использует недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Шахты, ул. Халтурина - пер. Черепкова, г. Шахты, пр. Победа Революции, 103, в коммерческих целях.
На основании договоров субаренды нежилые помещения, расположенные по названным адресам, переданы во временное возмездное пользование субарендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом, общество не оспаривает данное обстоятельство, указывает, что между ним и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателя) заключено более 50 договоров аренды (субаренды).
При этом, судом установлено, что в Реестре розничных рынков на территории г. Шахты рынок по указанному адресу не значится. Разрешение органа местного самоуправления - Администрации г. Шахты на право организации рынка у ООО "Орбита" отсутствует.
ООО "Орбита" организован централизованный вывоз мусора и иных отходов, образующихся в ходе розничной торговли пищевыми товарами, также организована охрана и уборка территории, энергоснабжение. Кроме того, объекты, расположенные по адресу: г. Шахты, пр. Победа Революции, 103 - молочный павильон, рыбный павильон, мясной павильон, паспортизированы, им присвоена 3 категория потенциальной террористической опасности.
Из представленных фотоматериалов также усматривается, что общество сдает в субаренду предпринимателям именно торговые места в нежилом здании, то есть части нежилого здания, а не самостоятельные объектов недвижимости (помещения); реализация товаров предпринимателями, арендующими торговые места, осуществляется на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи цен.
С учетом установленных фактических обстоятельств, а именно: наличие имущественного комплекса, сдача в аренду торговых мест для розничной торговли, деятельность по централизованному обеспечению рынка услугами по вывозу твердых отходов, электроснабжению торговых площадей, охрана и уборка территории и прочее, оформление на объекты паспортов безопасности, подтверждает организацию ООО "Орбита" по указанному адресу розничного рынка.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившаяся в организации ООО "Орбита" розничного рынка в отсутствие специального разрешения доказана обстоятельствами дела и подтверждается материалами административного дела, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2021, актом проверки от 08.06.2021, договорами аренды и субаренды, выписками из ЕГРП, письмами отдела НД и ПР по г. Шахты УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области, Управления ветеринарии Ростовской области от 14.05.2021, паспортами безопасности, договором холодного водоснабжения от 12.09.2018 N 1110/ХВ, договором об оказании услуг по передаче электрической энергии от 05.10.2018 N 3072, договором купли-продажи электрической энергии (мощности) от 17.09.2018 N 61270101527, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N Ш0000103, договором на оказание услуг по охране объектов от 01.08.2019 N 1112, фотоматериалами.
Доводы общества о том, что осуществляемая им деятельность не является деятельностью по организации розничного рынка, противоречат предоставленным в материалы дела доказательствам и основаны на неверном толковании норм права.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Орбита" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, у ООО "Орбита" имелась, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Орбита" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
ООО "Орбита", осуществляющее организацию розничного рынка без соответствующего разрешения, должно был знать о необходимости получения такого разрешения при осуществлении данного вида деятельности, вместе с тем положения названных выше нормативных актов не исполнило.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Орбита" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, как и иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Размер назначенного обществу административного наказания определен судом первой инстанции в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществляемая обществом деятельность не является деятельностью по организации розничного рынка, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 по делу N А53-24625/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24625/2021
Истец: Прокуратура г. Шахты, Прокуратура РО, Прокурор г. Шахты Ростовской области
Ответчик: ООО "ОРБИТА"